Вчера, 18 ноября 2018 года, в Токио был арестован Карлос Гон — руководитель альянса Renault, Nissan и Mitsubishi, в который также входит российский АвтоВАЗ. В ближайшие часы ожидается его отставка со всех постов в Nissan и в Mitsubishi. Также не исключено, что само существование франко-японской автомобильной группы находится под угрозой.
Для мировой автоиндустрии имя Карлоса Гона — одно из самых важных за последнюю четверть века. Те же люди, кто мало следит за новостями автопрома, о Гоне быть может и не слышали. Что же, самое время рассказать о том, кто такой мистер Гон и почему вокруг него столько шума.
Гражданин мира
По происхождению Карлос Гон — ливанский христианин. Он родился в Бразилии, но вскоре переехал на историческую родину в Ливан, где учился в иезуитской школе. Высшее инженерное образование он получал уже во Франции, в Париже.
Известность в автомобильном мире Гон обрел во время работы в Японии в качестве руководителя концерна Nissan. На этом фоне сложно сказать, какие страна, язык и культура на самом деле являются для Гона родными.
Решал проблемы
Карлос Гон пришел в Renault в 1997 году из французского шинного концерна Michelin, точнее — автопроизводитель попросту перекупил талантливого менеджера. В Renault Гон устроил реструктуризацию бизнеса и очень быстро улучшил финансовые показатели компании. Именно за эти заслуги его в 1999 году отправили в Японию.
К тому моменту концерн Nissan оказался на грани банкротства. Именитая японская фирма выпускала множество первоклассных автомобилей, но производство большинства из них оказалось убыточным. В итоге около трети акций Nissan были проданы концерну Renault, за что французы и получили право назначить в Японию своего управленца.
Гон пообещал вернуть Nissan к прибыли буквально за год или уволиться в случае провала этого плана. Он уволил множество сотрудников, позакрывал заводы, снял с производства нерентабельные модели, включая культовые Nissan Skyline, но выполнил обещание. Современный процветающий Nissan есть детище Карлоса Гона.
Создал Logan
Во время первого этапа правления Карлоса Гона в Renault дочерняя марка Dacia представила модель Logan. Этот простой и дешевый седан взорвал рынок и заработал для Renault кучу денег. Оказалось, что потребители ждали именно такую машину — неказистую, но надежную, удобную, дешевую.
Именно с помощью седана Logan Карлос Гон сумел заработать для Renault необходимые для дальнейшего развития компании деньги.
Купил «АвтоВАЗ»
Фигура Карлоса Гона является ключевой и для истории российского автопрома последних лет. Именно он в 2008 году принял решение о покупке акций «АвтоВАЗа». На тот момент стало очевидно, что российское предприятие самостоятельно не способно конкурировать с грантами мировой автоиндустрии, и если не найти партнеров за рубежом, оно неминуемо будет закрыто.
Таким партнером стал сформированный к тому моменту альянс Renault-Nissan. И именно Карлос Гон подписал в Москве соглашение о покупке акций с тогдашним главным владельцем «АвтоВАЗа», государственной компанией «Рособоронэкспорт».
Первым сделал ставку на электротранспорт
В октябре 2018 года глава компании Telsa Илон Маск заявил, что производство электрокаров стало прибыльным бизнесом, а по объемам продаж его компания вышла на первое место среди производителей электромобилей в мире.
Нюанс в том, что Карлос Гон добился того же самого на два года раньше. Именно Гон настоял на инвестиции миллиардов долларов в разработку и производство электрокаров, причем, в отличие от Telsa, которая выпускает исключительно дорогие машины, марки Renault, Nissan и Mitsubishi делают доступные электрокары.
До последнего времени как раз альянс Renault-Nissan-Mitsubishi являлся мировым лидером по объемам продаж электромобилей в мире. Более того, именно Карлос Гон первым объявил о том, что этот бизнес приносит прибыль. По его словам, возглавляемому им альянсу удалось заработать на электромобилях уже в 2017 году.
Многократно превышал свои полномочия и был арестован
А теперь — за что конкретно арестовали Карлоса Гона? Обвинения ему предъявила именно японская прокуратура по итогам внутреннего расследования, проведенного его же подчиненными из Nissan.
Карлоса Гона обвиняют, в первую очередь, в сокрытии собственных доходов — но не от налоговиков, а от акционеров Nissan. Мол, он назначил себе высокую зарплату и премию за счет компании, а ее непосредственным владельцам об этом не сказал.
Далее, его обвиняют в неком расходовании средств компании на собственные нужды. И, наконец, собственно в превышении полномочий.
Обвинения пока звучат очень туманно, но за такие проступки по законам любой демократической и капиталистической страны грозит уголовное преследование. Так что у господина Гона имеются очень серьезные шансы стать первым руководителем Reanult со времен самого Луи Рено, кто закончит свои дни за решеткой. Впрочем, никто не может быть признан виновным до решения суда.
Что все это значит?
Как известно из фильмов Квентина Тарантино, на востоке месть называют блюдом, которое принято подавать холодным. То, что произошло — прямой результат недовольства Гоном со стороны японского менеджмента Nissan.
Самураям есть, за что не любить Гона. Во-первых, он и в самом деле разрушил то, что японцы строили десятилетиями, чем гордились. Прекрасные, высокотехнологичные, быстрые, совершенные машины, которые иностранец Гон списал в утиль, заменив их дешевым ширпотребом. Шутка ли — клеить бейдж Nissan на машины, сделанные из румынского Dacia Logan!
При этом Гон даже официально получал от японцев неприлично высокий для этой страны оклад в десять с лишним миллионов долларов ежегодно. Руководители Toyota или Honda себе такого не позволяли никогда.
Он десятилетиями увольнял подчиненных и снижал им зарплаты, но при этом повышал жалование себе самому.
И, самое главное, Гон, похоже, исчерпал себя. Все, что он мог сделать на своем посту, он уже сделал. Это он сформировал альянс Renault-Nissan-Mitsubishi, улучшил финансовые показатели, закрепился на основных рынках. Что дальше?
Сам Гон видел себя почетным пенсионером и собирался в ближайшие годы покинуть все руководящие посты. Однако у японцев на его счет были иные планы. Проверка, скорее всего, действительно выявила те самые «серьезные нарушения». И теперь судьба Карлоса Гона представляется незавидной.
P.S.
К сожалению, в конце статьи просто невозможно не вспомнить основателя концерна Renault Луи Рено. Это был очень энергичный, деспотичный, вульгарный, одержимый автопромышленник. Создатель успешного автоконцерна и отличных машин — марка Renault была особо любима последним русским императором Николаем II.
Страсть к предпринимательству и производству в итоге и сгубила Луи Рено. Когда немецкие войска оккупировали Францию, он предпочел продолжить работу на оккупантов. Этого ему французы не простили — после освобождения Франции бросили господина Рено в тюрьму, где он очень скоро умер при весьма туманных обстоятельствах.
Исполнительный директор MMC Rus Андрей Панков — главный по электромобилям в России. В беседе с CarTimes.ru господин Панков рассказал об удовольствии за рулем, важности бизнес-связей и электрическом будущем легендарного Mitsubishi Pajero.
Артем Гусаров работает в автомобильном бизнесе уже более 15 лет, последние два из которых — в должности управляющего директора KIA Motor RUS. Ради этой должности он вернулся из Европы, где возглавлял бренд Chevrolet. В беседе с CarTimes.Ru, господин Гусаров рассказал, что стало причиной его возвращения, почему KIA удается увеличивать продажи на падающем российском рынке и где лучше готовят корейские блюда.
Президент Peugeot Максим Пика и глава Citroen Фредерик Банзе о будущем французских брендов