Я сознательно откладывал эту колонку до 10 сентября – дня, когда в Москве уже пройдут выборы мэра города. Не желая вмешиваться в политику, я не мог пройти мимо одного чисто технологиского события, которое можно было бы неверно истолковать. А именно – о неудачном запуске в столице электрических автобусов.
Почему неудачного? Потому, что массово на линию электроавтобусы должны были выйти в начале сентября. Но не вышли. Более того, одна из вышедших на маршрут электроавтобусов остановился прямо в тот момент, когда машину тестировал бывший и будущий мэр Сергей Собянин. За прошедшие дни некоторые электрические автобусы все же возили пассажиров, но, по свидетельству очевидцев – не долго и не далеко.
Почему же так произошло? Злые языки тут же написали, что электроавтобусы как и любые другие электрокары для России – дурная идея, что аккумуляторы в холодное время года теряют львиную часть своей работоспособности и вообще – баловство все это. Однако такая точка зрения не терпит критики.
Во-первых, начало сентября выдалось исключительно погожим, так что на климат не спишешь. Во-вторых, количество действующих электрических автобусов во всем мире уже исчисляется сотнями тысяч, так что насчет баловства как-то не серьезно звучит. В-третьих, нет никаких достоверных данных о том, что электрические автобусы встали именно из-за проблем с батареями.
Дело, как мне представляется, в другом. И тут я не могу не привести параллелей с электромобилями личного пользования. Вот есть два кроссовера – Tesla Model X и только что представленный Mercedes EQC. У Tesla спереди, под «капотом» есть дополнительный багажник – благо электропривод компактнее бензинового мотора и место остается.
У Mercedes электродвигатель тоже компактный, но багажника под капотом нет. Знаете почему? Потому, что Tesla создавалась с нуля, а Mercedes EQC будет собираться на одном конвеере с другими, бензиновыми кроссоверами марки и там оборудование не позволяет устанавливать спереди багажник.
Еще один интересный факт про Tesla. Главный сборочный автомобильный завод этой компании находится в калифорнийской Фримонте. Это предприятие вообще-то строилось как СП концернов Toyota и GM. Однако эти партнеры завод закрыли и продали его Илону Маску очень задешево. Все потому, что автогиганты посчитали, что завод в Калифорнии с тамошними высокими зарплатами – непозволительная роскошь.
Оказалось, однако, что для проектирования электромобилей ключевыми специалистами являются программисты – люди, способные просчитать управляющую токами электронику. А лучшие программисты живут в Калифорнии.
GM отказался от своего будущего
В России запретят использовать импортные автоэмали
Tesla намерена выпускать… автовозы!
Почему в Москве не удалась идея с электробусами
Коммунисты хотят оставить Россию без бензина