В конце прошлой недели стало известно, что основатель и почетный председатель итальянской инжиниринговой компании ItalDesign Giugiaro Джорджетто Джуджаро покинул собственное детище. 76-летний культовый дизайнер и его 50-летний сын Фабрицио, занимавший пост вице-президента, продали 9,9 процентов акций ателье компании Audi AG. Учитывая, что еще в 2010 году принадлежащая «Четырем кольцам» марка Lamborghini приобрела 90,1-процентый пакет, теперь Audi, а через нее – концерн Volkswagen – является единственным владельцем ItalDesign Giugiaro.
Что заставило Джуджаро-старшего передать в чужие руки дело, которому он посвятил 47 лет своей жизни? Официальная версия – желание дизайнера посвящать больше времени собственным интересам. Что это за интересы – неясно, ведь на протяжении 60 лет его главной страстью были автомобили. Да-да, уже в 17-летнем возрасте Джорджетто, с детства любивший живопись, пришел на работу в центр стиля Fiat, параллельно обучаясь на факультете черчения и рисунка Туринского художественного института. В «Фиате» под руководством конструктора Данте Джакоза – автора Fiat 500 и Fiat 124 (прообраз ВАЗовской «Копейки») – был заложен фундамент мастерства Джуджаро, которому с одинаковой легкостью давались и коммерчески успешные массовые модели, и эффектные концепт-кары.
Таланту сопутствовала удача: в первой половине шестидесятых Джуджаро плодотворно работал с ателье Bertone, затем еще три года – в Ghia, и, наконец, в 1968 году основал собственную компанию, бизнес которой и сейчас на высоте: доходы за последние пять лет выросли со 100 до 182 миллионов евро. За свою историю ItalDesign создал порядка двух сотен автомобилей, и более чем к половине из них приложил руку лично Джуджаро. В 1999 году он получил символическое звание «Автомобильный дизайнер века», обойдя 24 других кандидатов, а в 2002-м вошел в Зал автомобильной славы – американский музей, посвященный самым выдающимся достижениям в автомобилестроении. Работы Джорджетто Джуджаро – это вехи, по которым можно проследить эволюцию автомобильного дизайна за последние полвека. Вклад итальянца в автопром настолько велик, что перечислять все машины просто не имеет смысла. Вместо этого мы подготовили для вас подборку моделей. Не все из них отличались особой красотой или были бестселлерами, но каждая по-своему уникальна. Это ни в коем случае не шорт-лист с ранжированием, а скорее ретроспектива, небольшой срез долгой и богатой истории.
Сотрудничая с Bertone и Ghia, Джуджаро рисовал для Alfa Romeo, Aston Martin, BMW, De Tomaso, Ferrari, Fiat, Iso Rivolta, Maserati и Mazda, но его первый независимый проект – однообъемное купе Bizzarrini Manta 1968 года с футуристической внешностью. По легенде этот концепт был придуман и построен всего за 40 дней, чтобы новорожденной студии было, чем похвастаться на выставке в Турине. Автомобиль получил трубчатое шасси от гоночного Bizzarrini P538 и установленный внутри колесной базы 400-сильный V8 от Chevrolet, крутящий момент которого передавался на заднюю ось через пятиступенчатую механику. Прототип развивал максимальную скорость в 330 км/ч! Салон получился довольно большим – на три места, причем водительское находилось по центру.
Bizzarrini Manta
Обретя самостоятельность, Джуджаро не расстался с Maserati: в 1971 году он создал для бренда с логотипом в виде трезубца его первое среднемоторное купе с собственным двигателем – Bora. Двухместный автомобиль с 4,7-литровым 310-сильным агрегатом во многом был наследником модели Ghibli, также придуманной Джуджаро. Годом позже на основе Bora построили более доступный Merak с посадочной формулой 2+2 и моторами на 2,0 и 3,0 литра. Кроме того, «Бора» поделилась двигателем, трансмиссией и подвеской с ярким концептом Maserati Boomerang 1972 года, который, в свою очередь, повлиял на дизайн ряда других моделей ItalDesign.
Maserati Bora
Еще одна знаковый проект 1972 года – концепт Lotus Esprit, который тремя годами позже был подготовлен к серийному производству. Этот спорткар пришел на смену модели Europa и продержался на конвейере целых три десятилетия – во многом благодаря популярности, обретенной в качестве «бондмобиля» из фильма «Шпион, который меня любил» 1977 года. Первое поколение с хребтовой рамой и стеклопластиковыми кузовными панелями весило менее тонны и оснащалось 2,0-литровым 160-сильным мотором и пятиступенчатой механикой от упомянутого выше Maserati Merak.
Lotus Esprit
Со своим нынешнем владельцем Volkswagen ателье ItalDesign начало сотрудничать еще в семидесятых. В 1973 году Джуджаро спроектировал первый Passat, а годом позже представил первый Golf – модель, которая принесла в Европу моду на передний привод, дала название целому классу автомобилей и за семь поколений разошлась по всему миру суммарным тиражом свыше 30 миллионов экземпляров. Успех, который пришел практически сразу (первый миллион машин продали за два года), в 1976 году окончательно закрепило появление хот-хетча Golf GTI. Одновременно с Golf Джуджаро создал для «Фольксвагена» модель Scirocco, а к концу десятилетия и Jetta. Факт, что все четыре автомобиля представлены на рынке до сих пор, говорит сам за себя.
VW Golf GTI
Нельзя обойти вниманием еще одну модель того же периода – Hyundai Pony 1974 года. Построенный на базе Mitsubishi Lancer «Пони» заказчики специально попросили сделать максимально консервативным в противовес излишне «современному» для Южной Кореи «Гольфу». Рецепт оказался правильным: коммерческий успех модели на родине дал Hyundai необходимые ресурсы, и уже через десятилетие компания начала осваивать рынок США с преемниками Pony – седаном и хетчбэком Excel. Так что свой путь к нынешнему статусу мирового производителя Hyundai начала именно на хребте «маленькой лошадки».
Hyundai Pony
История знаменитого сегодня подразделения BMW M GmbH, выпускающего спортивные версии моделей баварской марки, началась со среднемоторного M1, созданного в ItalDesign. Вообще это был долгострой: концепт придумал в 1972 году французский дизайнер Поль Брак, но серийная версия, появившаяся лишь шесть лет спустя – работа Джорджетто Джуджаро. BMW хотела заявить о себе как о настоящем производителе спорткаров, способном конкурировать с Lotus, Porsche и Ferrari. Технологии были позаимствованы у Lamborghini и именно на мощностях этой компании предполагалось организовать производство, но в 1977 году «Ламбо» стала банкротом, так что в итоге сборкой кузова и монтажом элементов салона тоже занималось ателье ItalDesign. Век спорткара BMW M1 оказался недолог – машину убрали из линейки уже в 1981 году, не выпустив и 500 экземпляров – однако модель обрела культовый статус и популярность у коллекционеров, а ее дизайн повлиял на более поздние BMW.
BMW M1
Позавидовав успеху «Гольфа», итальянская Lancia тоже заказала Джуджаро компактную модель. Так в 1979 году родился хетчбэк Delta – обладатель титула «Европейский автомобиль 1980 года». На самом деле гражданский вариант этой машины малоинтересен, а вот построенные на ее основе ралли-кары – это непрерывные семь лет лидерства в чемпионате WRC и десятки побед. «Дельта» просуществовала три поколения и была снята с производства лишь в прошлом году.
Lancia Delta
Среди прочих работ Джорджетто Джуджаро особняком стоит купе DeLorean DMC-12. В отличие от большинства серийных машин, дизайн которых создали в ItalDesign, этот автомобиль не просто не получил коммерческого успеха, а с треском провалился… но все равно стал культовым! Единственную модель американской компании DeLorean Motor Company, выпускавшуюся в Северной Ирландии в 1981-1983 годах, узнает практически любой, даже совсем не разбирающийся в авто человек. Все дело, разумеется, в кинотрилогии «Назад в будущее», в которой «Делориан» исполнил роль машины времени. Всего было собрано около 8500 спорткаров со стеклопластиковым шасси, кузовными панелями из нержавеющей стали и дверями типа «крыло чайки». Несмотря на ряд врожденных проблем, обусловленных слишком поспешным выводом на рынок, большая их часть «жива» до сих пор и активно перепродается поклонниками фантастической франшизы.
DeLorean DMC-12
Одним из первых по-настоящему крупных совместных предприятий в истории европейского автопрома является проект Type Four. Сразу четыре модели – Saab 9000, Fiat Chroma, Lancia Thema и Alfa Romeo 164 – были построены на общей платформе. Кузов для «Альфы» сделали в Pininfarina, а вот дизайн первых трех – заслуга ItalDesign Giugiaro. По воспоминаниям Джорджетто Джуджаро, производители обратились к нему, так как опасались, что, если они будут работать с одними и тему же кузовными элементами в трех разных дизайн-центрах, машины окажутся слишком похожими. В результате получились автомобили, в которых действительно легко угадывалось родство, но в то же время сохранился индивидуальный, присущий каждой из марок стиль.
Saab 9000
Самый свежий на сегодняшний день автомобильный проект ItalDesign Giugiaro – четырехдверный беспилотник GEA. Концепт, дебютировавший этой весной на Женевском автосалоне, позаимствовал у Audi технологию Piloted Driving. Главная фишка – салон, который можно трансформировать в офис, оздоровительный зал или комнату отдыха.
GEA
P.S.
Есть мнение, что уход Джуджаро из фирмы – это своего рода демарш против недавнего увольнения Фердинанда Пиха с поста председателя совета директоров Volkswagen Group. Оно вполне может оказаться истинным, учитывая, что эти двое дружат с начала семидесятых, когда Пих проходил стажировку в ItalDesign.
Исполнительный директор MMC Rus Андрей Панков — главный по электромобилям в России. В беседе с CarTimes.ru господин Панков рассказал об удовольствии за рулем, важности бизнес-связей и электрическом будущем легендарного Mitsubishi Pajero.
Артем Гусаров работает в автомобильном бизнесе уже более 15 лет, последние два из которых — в должности управляющего директора KIA Motor RUS. Ради этой должности он вернулся из Европы, где возглавлял бренд Chevrolet. В беседе с CarTimes.Ru, господин Гусаров рассказал, что стало причиной его возвращения, почему KIA удается увеличивать продажи на падающем российском рынке и где лучше готовят корейские блюда.
Президент Peugeot Максим Пика и глава Citroen Фредерик Банзе о будущем французских брендов