Автомобильный журнал

Дворцовый переворот

27 апреля 2015 16:18
image
Поделитесь с друзьями

Вы, возможно, о нем даже не слышали. Фердинанд Пих. До недавнего времени – председатель совета директоров концерна Volkswagen. Свергнутый со своего трона с очень жесткой по современным меркам формулировкой – в связи с утратой взаимного доверия. Так почему эта новость достойна отдельного большого текста? Давайте я вам вкратце расскажу о том, кем был председатель совета директоров Volkswagen. И вы все поймете сами.

Фердинанд Карл Пих родился в Австрии в 1937 году. Он был вторым ребенком в семье. Отец Антон Пих – член подпольной нацистской партии Австрии и адвокат. Поворотным моментом в карьере Пиха-старшего стал судебный процесс конца 20-х годов, на котором рассматривался трудовой спор между концерном Daimler-Benz и их бывшим сотрудником. Пих представлял того самого сотрудника и выиграл дело. Клиента, для которого адвокат одержал победу, звали Фердинанд Порше.

Молодой адвокат понравился не только гениальному автомобильному конструктору, но и его дочери Луизе. Так или иначе, но в 1928 году Антон Пих и Луиза Порше поженились. С тех пор жизнь Пиха-старшего стала неразрывно связана с автомобильной промышленностью. В 1941 году он даже возглавил компанию Volkswagen, правда, покинул эту должность сразу после поражения Германии во Второй мировой войне.

Таким образом, наш герой Фердинанд Пих – внук основателя Porsche Фердинанда Порше, который, как известно, изобрел тот самый “Фольксваген Жук”. Племянник Ферри Порше, создавшего легендарный суперкар Porsche 911. Сын одного из первых руководителей концерна Volkswagen. Неплохо для начала, не так ли?

d

Справа налево: Фердинанд Александр Порше, внук основателя одноименной компании, дизайнер Porsche 911 и кузен Фердинанда Пиха; их дед, конструктор Фердинанд Порше, создавший легендарный "Фольксваген Жук" и сам Фердинанд Карл Пих. 1949 год

В принципе господин Фердинанд Пих мог бы вообще не работать. Он вырос в весьма обеспеченной семье, наследовал часть фамильного достояния и мог бы всю свою жизнь попивать свежее пиво с видом на мирно текущий Дунай. Но, видимо, воспитание, которое дали мальчику отец и дед, не позволило ему оставаться в стороне от дел.

Господин Пих, согласно семейной традиции, получил прекрасное инженерное образование в Швейцарии. Свою дипломную работу он посвятил моторам «Формулы-1» и, говорят, действительно приложил руку к разработке восьмицилиндрового силового агрегата для болида Porsche 1962 года.

Первое место работы молодого Фердинанда – это, конечно, семейное дело. Под руководством своего дяди Ферри он трудился в Штутгарте до 1972 года, создавая преимущественно гоночные машины для различных чемпионатов. А затем… перешел в Audi!

Именно в Ингольштадте начала восходить звезда Пиха. На тот момент марку только-только возродил концерн Volkswagen. Идея казалась безумной. Дело в том, что Volkswagen за несколько лет до этого приобрел концерн NSU – все ради удачной переднеприводной платформы, которая была так нужна самому Volkswagen, чтобы вырваться за технологические рамки, установленные заднеприводным и заднемоторным «Жуком». Купили, платформу получили, а что дальше? У бренда NSU из-за чрезмерного увлечения ненадежными двигателями Ванкеля на тот момент репутация была «не очень». Зато в загашниках фирмы пылились права на довоенный бренд Audi. И вот боссы Volkswagen решили не просто возродить машины с четырьмя кольцами на решетке радиатора, но и превратить новый бренд в конкурента BMW и Mercedes. Именно к этой непростой задаче и привлекли Фердинанда Пиха.

Создатель спортивных машин, Пих понял, что ставку надо делать на победы в гонках с одной стороны и на использование гоночных технологий в гражданских автомобилях – с другой. Удивительно, но именно ему пришло в голову очевидное, казалось бы, инженерное решение – взять и оснастить сначала гоночные, а затем обычные машины системой полного привода.

С системой quattro автомобили Audi завоевали сначала победы в гонках, а затем и сердца покупателей. Да, хорошее техническое решение сразу стали повторять все кому не лень, от BMW и Mercedes до Lancia, Peugeot и Alfa Romeo. Но дело было сделано – благодаря системе quattro, а также повышению качества автомобилей в целом, марка Audi прочно встала в один ряд с другими немецкими премиум-брендами.

e

1982 год. Фердинанд Пих держит в руках первый для Audi чемпионский кубок по ралли. Залог победы – система полного привода quattro

Успехи Пиха заметили в головном офисе концерна Volkswagen: в 1993 году он возглавил эту компанию. И, фактически, превратил ее в мирового автогиганта.

К тому моменту, как Пих уселся в кресло главы VW, компании уже принадлежали марки SEAT, Skoda и Audi. Новый руководитель сумел перевести все это хозяйство на единую технологическую базу, унифицировав двигатели, трансмиссии и шасси, но не потеряв уникальность каждой из марок.

Более того, именно Пих настоял на расширении портфеля брендов за счет покупки нишевых марок Bentley и Lamborghini, приобщил к концерну производителей грузовиков MAN и Scania, наконец, именно Пих возродил марку Bugatti. Согласно легенде, схему турбированного мотора W16 для гиперкара Bugatti Veyron Фердинанд Пих, будучи инженером по образованию, лично нарисовал на салфетке в кафе.

Пиху принадлежит идея выпустить не только суперкар Veyron, но и сверхэкономичный Volkswagen XL1, способный передвигаться на 100 км, расходуя всего 1 литр топлива. Были у главы концерна и провалы, например, представительский Volkswagen Phaeton, который, несмотря на хороший инжиниринг, так и не нашел своего покупателя.

С поста непосредственного руководителя концерна Фердинанд Пих ушел еще в 2002, но остался главной наблюдательного совета и фактическим серым кардиналом автоконцерна. Его считают автором отставки собственного преемника Бернда Пишетсридера, а также руководителя марки Porsche Венделина Видекинга – с последним у Пиха кардинально не сошлись мнения по поводу архитектуры альянса Porsche и Volkswagen.

Но вот нынешний руководитель VW Мартин Винтеркорн, которого сам Пих в 2007 году выдвинул на должность взамен Пишетсридеру, похоже, оказался сильнее самого 78-летнего серого кардинала. Слухи о конфликте двух топ-менеджеров появились еще несколько месяцев назад, а в начале апреля говорили о том, что Пих добивается отставки Винтеркорна. В итоге совет директоров VW сначала подтвердил полномочия Винтеркорна, а спустя 10 дней объявил о полной и безоговорочной отставке Пиха со всех постов.

f

Мартин Винтеркорн

Может быть Винтеркорн – это всемогущий супергерой, который в одиночку готов победить любого противника? Навряд ли. Дело в том, что члены семьи Порше-Пихов фактически являются главными акционерами Volkswagen, контролирующими весь концерн независимо от того, кто является непосредственным исполнительным руководителем. Получается, что Фердинанда Пиха «ушли» его же родные люди.

Что дальше? Похоже, Фердинанда Карла Пиха ждет почетная пенсия и шанс написать автобиографию-бестселлер. В 1993 году он пришел в концерн Volkswagen, который тогда продавал по всему миру 3,5 млн машин в год, а оставил его с результатом более 10 млн проданных автомобилей в 2014 году. Разрыв с лидирующим концерном Toyota столь незначителен, что у Volkswagen есть шанс стать главным автопроизводителем уже в текущем 2015 году.

Самому Пиху в наследство от родителей осталось более 10% акций Porsche, так что он как акционер будет в курсе дел компании. Но повлиять на что-либо уже не сможет. Создатель Volkswagen Group в ее нынешнем виде, Фердинанд Пих оставляет наследникам потенциально самую могущественную автомобильную империю современности. Выдержат ли они груз ответственности?

image
Подпишитесь на канал в Яндекс.Дзен Подписаться
Галерея Моторы Фердинанда Пиха
Текст: Сергей Иванов
Фото: Scania
image
Поделитесь с друзьями
CarTimes.TV: Парижский автосалон
CarTimes.TV: Парижский автосалон
CarTimes.TV: BMW X6
CarTimes.TV: BMW X6
CarTimes.TV: MINI 5d
CarTimes.TV: MINI 5d
CarTimes.TV: BMW i8
CarTimes.TV: BMW i8
CarTimes.TV: Subaru Outback
CarTimes.TV: Subaru Outback
У нас есть значительная фора по времени

Исполнительный директор MMC Rus Андрей Панков — главный по электромобилям в России. В беседе с CarTimes.ru господин Панков рассказал об удовольствии за рулем, важности бизнес-связей и электрическом будущем легендарного Mitsubishi Pajero.

05 февраля 2014
Россию характеризует слово «непредсказуемость»

Артем Гусаров работает в автомобильном бизнесе уже более 15 лет, последние два из которых — в должности управляющего директора KIA Motor RUS. Ради этой должности он вернулся из Европы, где возглавлял бренд Chevrolet. В беседе с CarTimes.Ru, господин Гусаров рассказал, что стало причиной его возвращения, почему KIA удается увеличивать продажи на падающем российском рынке и где лучше готовят корейские блюда.

12 августа 2013
Вместе и порознь

Президент Peugeot Максим Пика и глава Citroen Фредерик Банзе о будущем французских брендов

13 июня 2013