«Какая хорошая у вас машина. Комфортная!», - говорит мне случайный попутчик с заднего сиденья, студент, которого я согласился подвезти после учебы из столицы для подмосковного городка, где у меня дача. Я удивляюсь. Ну, во-первых не у меня, хотя и не отказался бы. Во-вторых, почему комфортная? Это, напротив, самый жесткий кроссовер Volvo, чем он мне и нравится.
Ведь могут же, когда захотят — была такая фраза из несколько скабрезного анекдота про двух приятелей, которые уличили своих жен в изменах. Так и XC40 — может притворятся драйверским автомобилем для водителя и комфортным для пассажира. А совсем не наоборот, как это обычно и бывает. Пассажиров трясет, а тебе хочется, чтобы и руль был поострее, и крены поменьше. Нет, здесь нет измен, здесь акценты расставлены верно. И я понимаю, почему этот Volvo стал первым шведским автомобилем, признанным лучшей машиной 2018 года в Европе.
Вообще это одна из самых авторитетных премий. И одна из старейших. Уже более полувека самые именитые автожурналисты со всей Европы выбирают самую достойную машину, которая появляется на рынке.
Именно достойную, а не «крутую» или «навороченную». Низкая цена в глазах жюри всегда была плюсом. Идеальный автомобиль для европейских потребителей — удобный, инновационный, драйверский, стильный и доступный! А потому, Bentley и тем более Lamborghini ни разу не получали престижной награды. Мол понятно, что за такую цену машина будет хорошей. А ты сделай классный и в то же время дешевый автомобиль!
Не удивительно, что более всего наград среди марок досталось Fiat! В том числе модели Fiat 124, признанной европейским автомобилем года 1967. Именно после такого триумфа 124-й было решено выпускать в СССР как наши родные «Жигули».
Позже конкурс выигрывали Volkswagen Golf, Audi 80, Renault Megane, Peugeot 307 и 308, Ford Focus, Opel Astra, Nissan Micra и Toyota Yaris. И вот теперь, впервые, Volvo!
А ведь еще несколько лет назад казалось, что шведский автопром для нас потерян. SAAB стал историей, а Volvo, после неудачных отношений с Ford, досталась китайцам из Geely. И если американцы превратили некогда уважаемые шведские машины в копии своего ширпотреба, приправленного скандинавским дизайном и дорогими опциями, то чего ждать от китайцев?
Китайцы, однако, дали то, чего бренду так не хватало. Свободу и деньги! Творите, потомки викингов! Нанимайте новых инженеров, переманивайте их из BMW и Audi! Вспомните о том, как вы держали в страхе всю Европу. Перекуйте молоты предков на моторы для потомков.
И получилось. К флагманскому новому XC90 отношение было настороженным: не плохо, но один в поле не воин, да и на то, какой будет надежность, надо еще посмотреть. Новый седан S90 отчасти развеял сомнение, успеху XC60 никто уже не удивлялся. А XC40 окончательно расставил все по местам: с финансовым прикрытием китайцев шведы высоко подняли головы и теперь делают первоклассные премиальные машины!
Премиальность XC40 считывается уже по внешнему виду. Нарисовать красивую машину может каждый профильный студент, но не многие марки позволяют себе траты на запск в производство сомнительных с точки зрения технологов изгибов и линий. Вот тебе силовой каркас кузова, вот технологиеские параметры прессов, на которых все это будет штамповаться — и рисуй исходя из этого что хочешь. Только фары сложной формы нельзя — они дороги в производстве. И зеркала такие нельзя. И вот этот дополнительный молдинг нам нечем прикрутить.
XC40, очевидно, делали иначе. Сначала задумали, потом нарисовали, а уже потом озаботились, как поставить эту красоту на конвейер. И именно такой подход отличает премиального автопроизводителя от массового.
Салон на фоне старших моделей 90-ой серии выглядит несколько бедновато. Тут и кожа не первого класса, и пластика много, в том числе жесткого. Но это я, признаюсь, заелся. На фоне прямых конкурентов из числа Audi Q3, Jaguar E-Pace или тем более Lexus NX шведский интерьер весьма неплох. Да, не роскошно. Но вполне уютно и жизнерадостно.
Как и у старших моделей, за управление второстепенными функциями отвечает дисплей. К нему я, впрочем, привык. А вот новый рычаг переключения передач ввел меня в заблуждение. Тут как обычно? Потянул на себя — поехал вперед. От себя — назад. У Volvo иначе — на себя надо тянуть два раза, так как с первого раза включается нейтраль. От себя — то же самое. Вроде бы мелочь, Но почти за неделю я так и не привык к этой избыточной сложности.
Обзорность — великолепна! Давно не водил современную машину со столь большой площадью остекления. Невольно вспоминаются классические «Жигули», где окна — по всюду. Ограничивают обзор только огромные внешние зеркала — на эту особенность я жаловался еще при тесте V90 Cross Country.
На тест мне досталась версия T5 с топовым для России 249-литровым турбомотором и восьмиступенчатым автоматом. Коробка и двигатель спарены великолепно, словно изначально и создавались друг для друга. Но сам разгон не вызвал больших эмоций — скорость XC40 набирает с северной сдержанностью.
Подвеска, как я и писал в самом начале — настроена идеально. Это не спортивный кроссовер, но по меркам Volvo управляется он очень не плохо. Чувство машины возникает сразу, никаких задержек при выполнении команд водителя нет и в помине. Несмотря на изначально переднеприводную природу шасси автомобиль не отличается «тугим» поведением, не проявляет склонность к недостаточной поворачиваемости и в поворотах ведет себя предельно нейтрально.
И пассажиры довольны: неровности Volvo, конечно, пропускает, но деликатно, без ударов и без раскачки.
А вот на бездорожье все не так однозначно. С одной стороны, что ждать от кроссовера с муфтой подключения задних колес? Да особенно и ничего. Разница тут может быть лишь в настройках электроники. И эти настройки у Volvo — травоядные. Если выбрать режим Offroad, то компьютер станет всеми силами ограничивать крутящий момент на колесах — ни дай бог забуксуют! На каком-нибудь рыхлом песке, где главное не зарыться, это было бы весьма кстати. Но в снегу порой надо наоборот прогрызть шинами до твердой почвы, за которую можно было бы зацепиться. Но не тут то было!
В итоге, дабы преодолеть снежный сугроб, мне пару раз приходилось включать спортивный режим и отключать систему стабилизации. Но даже в этом случае Volvo все равно не отключал антипробуксовку полностью, не давал на колеса всей мощности.
По факту у шведов получился именно такой автомобиль, какой и любят члены жюри европейского конкурса Автомобиль года. Удобный, приятный в управлении, современный, стильный. Вот только по российским меркам- не дешевый. Но то — по российским. Европейскому среднему классу такой вполне по карману.