Автомобильный журнал

Технология автономности

Текст: Павел Иевлев
07 августа 2012

Подняв в прошлой статье тему беспилотных автомобилей, я остановился на самом интересном — а как им это, собственно, удается? Каждый из нас наверняка встречал немало людей, которые не могут сдать на права, а тут какая-то железка прекрасно справляется! Ну не обидно ли?

Вообще, удивляться этому так же странно, как удивляться тому, что машина ездит быстрее, чем бежит самый лучший бегун. Почти 100% действий опытного водителя в нормальной дорожной обстановке безусловно-рефлекторны и высшая нервная деятельность в них никак не используется. Да и сами действия состоят из конечного набора несложных операций: открыть/закрыть дроссель, повернуть руль вправо/влево быстро/медленно, увеличить/уменьшить давление в тормозной системе. Поэтому водительские навыки достаточно легко алгоритмизируются, а у ж в скорости реакции с компьютером нам никак не тягаться. Вопрос лишь в том, сможем ли мы предоставить этому компьютеру достаточный объем данных для оценки окружающей обстановки. Поэтому давайте посмотрим, какие системы сбора и обработки данных используются в «беспилотниках» — благо, это те же системы, что установлены на некоторых вполне серийных моделях.

Follow me!

Одной из важнейших задач водителя является соблюдение дистанции до впередиидущего автомобиля. Все-таки большая часть ДТП, особенно в городских условиях, это «запоздалое торможение», когда дистанция вдруг становится нулевой. Автоматизация этой задачи открывает широкие возможности для облегчения жизни живого человеческого водителя и абсолютно необходима для автопилота. Поскольку такая система реализована в ряде серийных автомобилей, то мы вполне можем посмотреть на то, как он устроена и работает.

Системы контроля дистанции относятся к группе «адаптивных круиз-контролей», хотя у разных производителей называются по разному. (Собственно, Adaptive Cruise Control, ACC — это термин, принятый в Audi-Volkswagen Group. В Mitsubishi, например, его называют Preview Distance Control, в Toyota — Radar Cruise Control, а в Mercedes-Benz — Distronic. С некоторой натяжкой к этому же классу устройств можно отнести и вольвовский City Safety, но о нем я скажу отдельно).

Наверняка все знают, как действует обычный, неадаптивный круиз-контроль — он поддерживает постоянную заданную скорость автомобиля. Это значительно облегчает дальнюю дорогу, позволяя не держать ногу на педали газа. Имея дроссельную заслонку с электрическим приводом  и автоматическую коробку передач, реализовать это несложно. Однако пользование этой опцией предполагает постоянный контроль движения водителем, поскольку иначе вы просто въедете в корму какому-нибудь тихоходу. Адаптивный же круиз-контроль перекладывает это на электронику.

image
Поделитесь с друзьями

 
Украшения стендов

Среди электромобилей, представленных на ММАС, были и типичные «украшения стендов» - машины реально существующие, но обозначающие скорее направление развития, чем реальный коммерческий проект.

Электромобили - настоящие и не очень

Продолжаем рассказывать о электрических концептах московского автосалона.

ММАС - Электромелочь

Чтобы увеличить пробег, динамику и скорость электромобиля можно изобрести аккумуляторы получше. Но это сложно. А можно пойти другим путем - сделать машину меньше и легче. Как показывает ММАС-2012, задача вполне решаемая.

ММАС - смотрим в будущее

Московский Международный Автомобильный Салон (ММАС) - в этом году предоставляет собой большую, весьма представительную выставку.

Сам себе водитель

Предлагаем ознакомиться с еще парой систем, позволяющих реализовать идею автоматического управления и при этом использующихся на серийных моделях.