Автомобильный журнал

Бензиновый кризис. Продолжение следует?

Текст: Павел Иевлев
04 августа 2011

Недавно представители Московской Топливной Ассоциации (МТА), выступили с заявлением, что Россию в ближайшее время  ждет новый топливный кризис. В этой связи весьма небезынтересно будет посмотреть на итоги первого топливного кризиса, и подумать, стоит ли ожидать следующего. А также в этой связи любопытно посмотреть, что такое «топливные ассоциации» и какое место они занимают в структуре топливного рынка России.

«Топливный кризис» стал удивительным примером того, как крупные компании сцепились с государством – и выиграли. Началось все с подъема акцизов на топливо, которое сначала подавалось как альтернатива топливному налогу, но потом о налоге как-то забыли… Вдобавок, государство вдруг озаботилось экологией и запретило продажу бензинов с октановым числом 80 и 92 (то есть, самых массовых и востребованных автомобильных топлив в стране), и потребовало обеспечить стандарт качества Евро 3. (Зачем оно это сделало – отдельный вопрос, выходящий за рамки темы).


В результате, крупнейшие федеральные топливные компании оказались перед перспективой заметного снижения доходов, а главное, перед необходимостью крупных долговременных инфраструктурных инвестиций — в переоборудование НПЗ, которые на данный момент не могут производить бензин Евро 3 в достаточном количестве, поскольку многие из них являются неоднократно переделенным наследством СССР. (По данным Минпромэнерго, продукция только 68% заводов может соответствовать третьему классу и выше).


На введение акцизов топливные компании отреагировали предсказуемо – поднятием розничных цен, однако тут государство на них прикрикнуло – мол, не сметь, выборы на носу, что народ подумает! В качестве инструмента давления использовалась структура с очень подходящей к случаю аббревиатурой ФАС – Федеральная Антимонопольная Служба. Топливные компании, как ни странно, требования исполнили, однако, снизив розничные цены, сделали неожиданный финт – подняли оптовые. В результате, дельта между розницей и оптом стала очень невелика, и именно это и вызвало пресловутый «топливный кризис». Каким образом? А вот это очень интересный механизм, который стоит рассмотреть подробнее.

Российский розничный топливный рынок устроен довольно любопытным образом. Есть несколько так называемых «вертикально интегрированных нефтяных компаний» (ВИНК) — то есть, крупных игроков федерального уровня, имеющих собственные перерабатывающие мощности, НПЗ. Это такие компании, как ОАО «Лукойл», ОАО «Газпром нефть», ОАО «ТНК-ВР Холдинг», ОАО «НК Роснефть» и ряд других. Однако во многих регионах вовсе не они являются основными розничными продавцами бензина.

404 Not Found

404 Not Found


nginx/1.14.0

 
Украшения стендов

Среди электромобилей, представленных на ММАС, были и типичные «украшения стендов» - машины реально существующие, но обозначающие скорее направление развития, чем реальный коммерческий проект.

Электромобили - настоящие и не очень

Продолжаем рассказывать о электрических концептах московского автосалона.

ММАС - Электромелочь

Чтобы увеличить пробег, динамику и скорость электромобиля можно изобрести аккумуляторы получше. Но это сложно. А можно пойти другим путем - сделать машину меньше и легче. Как показывает ММАС-2012, задача вполне решаемая.

ММАС - смотрим в будущее

Московский Международный Автомобильный Салон (ММАС) - в этом году предоставляет собой большую, весьма представительную выставку.

Сам себе водитель

Предлагаем ознакомиться с еще парой систем, позволяющих реализовать идею автоматического управления и при этом использующихся на серийных моделях.