Если б я имел цель инвестировать во что-то, связанное с автомобилями, то последнее, во что я бы решил вложить деньги – это авторемонт и сервис. Самое бесперспективное направление автомобильного бизнеса. Ведь скоро его не будет вовсе…
Да, как ни дико это сейчас звучит, но вывески «Автосервис» вскоре будут смотреться как объявление «Лужу, паяю самовары!». И это произойдёт не через пятьсот лет, вследствие изобретения телепортации, а в ближайшие десятилетия, вследствие естественного развития сегодняшних тенденций мирового автопрома.
Тенденция первая, техническая.
Чем дальше, тем менее ремонтопригодными становятся автомобили. Первые «Форд Т» можно было починить в деревенской кузнице молотом и клещами. Машины конструкции 60-х (в том числе дожившие до наших дней изделия ВАЗ и ГАЗ) можно было починить в гараже небольшим набором инструментов. Машины 90-х потребовали серьёзный набор оборудования для диагностики, машины «нулевых» уже жить не могут без компьютерного сканера, а машины ближайшего будущего не будут чиниться вовсе.
Первый шаг отмены ремонта – модульная замена. Ремонт выглядит так: сканер, вставленный в диагностический разъем, указывает, где ошибка. Сервисмен (механиком его уже не назвать), вынимает модуль из разъема, вставляет туда новый. Помогло? Прекрасно. Нет – меняем следующий модуль по списку из инструкции. В чем неисправность – никого не волнует, человеко-час работы хорошего диагноста стоит дороже нового модуля, которые пекут миллионами как пирожки трудолюбивые китайцы.
Главное – соблюдать последовательность, заданную инструкцией. На это вполне способен низкооплачиваемый персонал, натасканный, как дрессированная собачка. Модуль управления двигателем, модуль тормозной системы, модуль медиацентра, модуль навигации, модуль трансмиссии… Ведь меняем же мы видеокарту в компьютере, как правило, даже не думая ее чинить?
Тенденция вторая, лояльная.
Всякий производитель автомобиля мечтает привязать к себе покупателя навеки. Ну или хотя бы на тот срок, пока он владеет этим автомобилем. Отсюда заклинания о дилерских сервисах, «родных» запчастях и угрозы лишить гарантии за «шаг-влево-шаг-вправо». Пока помогает, но мало – как только гарантия закончилась, то освободившиеся от грабительских цен владельцы немедля бегут обслуживаться, куда подешевле. И это в России – в других странах лишить человека гарантии за обслуживание в неавторизованном сервисе можно только доказав, что причиной неисправности послужило именно это. В общем, жирный кусок уходит у производителя из под носа. Поэтому чем дальше, тем больше производитель старается сделать этот уход невозможным технически.
Среди электромобилей, представленных на ММАС, были и типичные «украшения стендов» - машины реально существующие, но обозначающие скорее направление развития, чем реальный коммерческий проект.
Продолжаем рассказывать о электрических концептах московского автосалона.
Чтобы увеличить пробег, динамику и скорость электромобиля можно изобрести аккумуляторы получше. Но это сложно. А можно пойти другим путем - сделать машину меньше и легче. Как показывает ММАС-2012, задача вполне решаемая.
Московский Международный Автомобильный Салон (ММАС) - в этом году предоставляет собой большую, весьма представительную выставку.
Предлагаем ознакомиться с еще парой систем, позволяющих реализовать идею автоматического управления и при этом использующихся на серийных моделях.