Автомобильный журнал

Рынок, что ты делаешь, прекрати!

21 января 2016 10:17
image
Поделитесь с друзьями

Впервые угадали – таков главный повод для гордости у автоконцернов, присутствующих на российском рынке.  Впервые за девять лет, на протяжении которых проводятся ежегодные пресс-конференции, где даются прогнозы по автомобильному рынку на новый год. Вот только радости ни у кого это не вызывает: в 2015 году, как и предсказывали, в России было продано 1,6 миллиона новых машин. Мало!

Вообще, закончившийся год для российских автодилеров оказался непривычно стабильным. Продажи от месяца к месяцу почти не менялись: не росли, но и ниже не падали. Оттого и угадали. Раньше ведь как было: или рост выше ожидаемого, или падение глубже всяких расчетов. А тут – стабильность!

Победа, конечно, Пиррова. Падение продолжается третий год подряд. В эталонном 2012 году было реализовано 2,68 млн машин – и это не рекорд. Так, в 2008 году в России продали и вовсе 2,74 млн машин. А в целом аналитики сходятся во мнении, что с учетом числа жителей и расстояний в России, в год у нас должно продаваться никак не меньше 4 млн автомобилей. Должно, но не продается.

В чем же дело? В покупательской способности. А точнее – в неспособности. В 2015 году автомобили в России подорожали, а зарплаты даже в рублевом исчислении практически не выросли. В итоге большинство жителей отложили покупки на потом.

Дорожают машины по целому ряду причин. Главная из них – падение курса рубля. Это больнее всего ударило по импортируемым моделям, себестоимость которых полностью исчисляется в валюте. Те иномарки, что собираются у нас, тоже подорожали – как следует локализовать производство никто не успел, так что валютная составляющая в них весьма существенна.

Более того, валютные курсы повлияли и на традиционных отечественных автопроизводителей – в тех же «Ладах» число импортных деталей растет, кроме того, у АвтоВАЗа есть и иные валютные расходы, например, выплаты по кредитам и платы за использование иностранных технологий. Да и новое оборудование завод покупает не за рубли.

Самое печальное – рост цен и не собирается останавливаться. Мы еще по осени считали, сколько стоят одинаковые машины в разных странах мира, и пришли к выводу, что в России они – самые дешевые. Собственно, глава комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в России Йорг Шрайбер прямо заявил, что очередного роста цен на все машины в России стоит ждать до конца первого квартала 2016 года. Насколько? Шрайбер не сказал, но нетрудно посчитать, что при курсе доллара в 80 с лишним рублей рентабельная цена такой машины как, например, Hyundai Solaris, составляет что-то около 1 миллиона рублей за базовую комплектацию.

Теоретически в выигрыше должны оказаться отечественные марки, но более-менее неплохие продажи пока показывает только УАЗ. Lada в глубоком минусе, что связано не только и не столько с ростом цен, сколько с депрессивными настроениями среди покупателей. Правда, если иномарки действительно подорожают на 30% и более, на улицу АвтоВАЗа придет праздник. Пока же новинка отечественного автопрома Lada Vesta по цене сравнима с бюджетными иномарками.

Главная же беда АвтоВАЗа – не столько кризис, сколько давление со стороны бэушных иномарок, которые три года назад были новыми и отлично продавались в России. Сейчас все они вышли на вторичный рынок и по ценам сравнялись с новыми «Жигулями».

Правда, поток таких бэушек потихоньку стихает. Причин тут две. Первая заключается в том, что рынок новых машин падает три года подряд, а значит и пополняемость вторичного рынка потихоньку снижается. А вторая причина в том, что подержанные иномарки стали… вывозить из России! Да-да, теперь не к нам везут second hand из Европы, а от нас!

Дело опять же в валютных курсах. Сейчас подержанные машины в России – самые дешевые в мире. И особенную привлекательность для иностранцев представляют свежие модели премиум-класса, на многие из которых все еще действует заводская или продленная официальная гарантия. Те же немцы с удовольствием вывозят из России, скажем, двух-трехлетние Porsche 911 – у нас они сильно дешевле, чем в Германии!

Еще одна грустная тенденция: впервые за много лет доля бюджетных машин на рынке стала увеличиваться. До сих пор покупатели год от года пересаживались с народных седанчиков класса B+ (Volkswagen Polo, Renault Logan, Lada Granta) на кроссверы вроде бюджетного Renault Duster или менее бюджетных KIA Sportage, Nissan Qashqai, Volkswagen Tiguan и прочих. Теперь наметилось движение в обратную сторону.

Наконец, в России увеличивается разрыв между богатыми и бедными. Если посмотреть на статистику, то более всего просел сегмент машин для людей среднего достатка – они теперь выбирают что подешевле. А вот премиум-класс пока чувствует себя более уверенно. BMW, Mercedes и Audi упали меньше, чем весь рынок, а Porsche и Lexus и вовсе оказались в плюсе!

Так что же дальше? Прогноз на 2016 год сдержан – умеренный спад до 1,53 млн машин. Но знаете что? Не верю. Этот прогноз делался в декабре 2015 года, когда доллар стоил менее 70 рублей. И уже в январе стало ясно, что он – излишне оптимистичен.

Надежда остается лишь на извечную русскую особенность – необъятность наших расстояний. Как бы плохо мы не жили, но машины в России нужны – это объективная необходимость.  Никакой общественный транспорт не может в полной мере справиться с существующими расстояниями и направлениями. А значит, совсем без машин мы не останемся.

image
Подпишитесь на канал в Яндекс.Дзен Подписаться
Текст: Сергей Иванов
Фото: Porsche
image
Поделитесь с друзьями
CarTimes.TV: Парижский автосалон
CarTimes.TV: Парижский автосалон
CarTimes.TV: BMW X6
CarTimes.TV: BMW X6
CarTimes.TV: MINI 5d
CarTimes.TV: MINI 5d
CarTimes.TV: BMW i8
CarTimes.TV: BMW i8
CarTimes.TV: Subaru Outback
CarTimes.TV: Subaru Outback
У нас есть значительная фора по времени

Исполнительный директор MMC Rus Андрей Панков — главный по электромобилям в России. В беседе с CarTimes.ru господин Панков рассказал об удовольствии за рулем, важности бизнес-связей и электрическом будущем легендарного Mitsubishi Pajero.

05 февраля 2014
Россию характеризует слово «непредсказуемость»

Артем Гусаров работает в автомобильном бизнесе уже более 15 лет, последние два из которых — в должности управляющего директора KIA Motor RUS. Ради этой должности он вернулся из Европы, где возглавлял бренд Chevrolet. В беседе с CarTimes.Ru, господин Гусаров рассказал, что стало причиной его возвращения, почему KIA удается увеличивать продажи на падающем российском рынке и где лучше готовят корейские блюда.

12 августа 2013
Вместе и порознь

Президент Peugeot Максим Пика и глава Citroen Фредерик Банзе о будущем французских брендов

13 июня 2013