Автомобильный журнал

Прощай, «Горбатый»

27 марта 2014 12:37
image
Поделитесь с друзьями

Последние месяцы все выпуски новостей начинаются с сообщений из Украины. Нам в CarTimes.ru даже как-то неловко быть не в тренде. И потому мы пытаемся исправиться. Недавно писали про обнаруженный под Киевом автопарк Януковича, а теперь готовы поделиться еще одной новостью. Звучит удивительно, но украинский автопром в последние месяцы демонстрирует серьезную позитивную динамику: за два месяца 2014 года объемы производства выросли на 131%! Мы попытались разобраться — что это за машины?

Началось все, вы не поверите, 150 лет назад. Именно тогда голландец Абрагам Яковлевич Кооп организовал в Запорожье фабрику по выпуску простейшей сельскохозяйственной техники — предприятие, которое спустя почти 100 лет превратилось в производителя автомобилей «Запорожец».

В начале XX века другой иностранец Израиль Давидович Заферман, которого тогдашние газеты называли «рыжим немцем», основал в соседнем Мелитополе фабрику, которая до сих пор делает автомобильные моторы. Впрочем, истинным отцом украинского легкового автомобилестроения можно назвать Никиту Хрущева. Он еще при Сталине лоббировал выпуск машин на своей малой родине, а заняв пост генсека, добился организации в Запорожье производства малолитражки «Москвич 444», ставшей тем самым легендарным «Горбатым Запорожцем».

Удивительно, но заднемоторные «Запорожцы» последней генерации выпускались на Украине аж до 1994 года! Параллельно с конца 1980-х там же стали делать «Таврию» - творчески переосмысленную Ford Fiesta первого поколения. Что же представляет из себя ЗАЗ нынче?

Собственные разработки — в прошлом. За два первых месяца текущего года ЗАЗ собрал более 4 тысяч машин, увеличив производство на 171%. Это седаны китайского происхождения Fonza, известные у нас как Chery Bonus, маленькие автобусы I-VAN, созданные на индийском шасси Tata, и собственные модификации корейских малолитражек Daewoo Lanos и Aveo. Да-да, продававшиеся в России несколько лет назад Chevrolet Lanos — родом с Украины. Как и сменившие их ZAZ Chance.

Про Запорожский автозавод существует два интересных факта. Во-первых, там до сих пор делают мелиопольские моторы от «Таврии», ставя их на лицензионные Daewoo Lanos и Aveo! А, во-вторых, владеющая заводом компания «УкрАвто» также контролирует польское предприятие FSO, знаменитое в свое время лицензионным выпуском «Побед» под собственной маркой «Варшава». Теперь в Польше украинцы выпускают все те же лицензионные корейские Daewoo не первой свежести.

Если ЗАЗ стал первым на Украине производителем легковушек, то грузовики в бывшей советской республике начали делать еще раньше. После освобождения Украины и Белоруссии от немцев туда было решено перенести производство тяжелых грузовиков, ранее выпускавшихся Ярославским автозаводом. Так появилось два предприятия: белорусский МАЗ и украинский КрАЗ, а в Ярославле сосредоточились на выпуске дизельных моторов.

За минувшие полвека на КрАЗе сменилось всего одно поколение грузовиков. И большегрузные кременчугские самосвалы до сих пор востребованы! Однако, интереснее другое: еще в 90-е при КрАЗе было создано СП с Горьковским автозаводом, на котором изначально собирались «Волги» и «Газели».  Долю в СП украинцы давно выкупили, с ГАЗом сотрудничество прекратили и теперь собирают снятые с производства в России ВАЗовские «Десятки»! А кроме того — корейские SsangYong и китайские Geely. За январь-февраль там было сделано 3090 легковых машин, на 576% больше, чем годом ранее!

Третий по объему украинский автопроизводитель — корпорация «Богдан», известная в России небольшими автобусами собственной разработки, построенными на шасси Isuzu. На Украине эта компания, объединившая несколько авторемонтных заводов и известный в советские времена своими компактными внедорожниками ЛуАЗ, больше знаменита легковушкми — все теми же ВАЗовскими «Десятками», а также моделями Hyundai Accent, Elantra и Tuscan прежних поколений.

Что удивительно, «Богдан» даже пробовал продавать свои «Десятки» в России, где модель уже снята с производства. Причем не только седаны, но и созданнные на их базе украинскими инженерами грузовые «каблучки». Но дело, кажется, не пошло: при мощности в 150 тысяч машин в год за два первых месяца 2014 года «Богдан» сделал всего 673 машины, сократив производство на 12,5%.

Наконец, четвертый крупный производитель легковушек на Украине — завод «Еврокар». Вопреки сложившемуся мнению о том, что вся украинская промышленность сосредоточена в  юго-восточных областях, «Еврокар» (как и богдановский ЛуАЗ) размещен на западе, а конкретно — под Ужгородом, всего в нескольких километрах от границы с Венгрией и Словакией. Эта географическая близость и определила модельный ряд: «Еврокар» собирает модели концерна Volkswagen, в первую очередь - марки Skoda. В том числе только-только добравшийся до России лифтбэк Rapid. При мощности в 80 тысяч машин в год, предприятие выпустило с января по февраль лишь 600 авто, сократив производство на четверть. Уж не объявленная ли в зимний период всеобщая забастовка западных областей тому виной?

Вот, пожалуй, и все украинские легковые автомобили, которые отныне, кажется, окончательно станут иномарками. Напоследок отметим, что, помимо легковушек и больших грузовиков, на Украине мелкими партиями выпускают среднетоннажные грузовики, а также разнообразные автобусы. От красавцев ЛАЗов из Львова, до таких вот собственных разработок на базе «Газели»:

d

Автобус "Рута"

image
Подпишитесь на канал в Яндекс.Дзен Подписаться
Текст: Сергей Иванов
Фото: carTimes.ru
image
Поделитесь с друзьями
CarTimes.TV: Парижский автосалон
CarTimes.TV: Парижский автосалон
CarTimes.TV: BMW X6
CarTimes.TV: BMW X6
CarTimes.TV: MINI 5d
CarTimes.TV: MINI 5d
CarTimes.TV: BMW i8
CarTimes.TV: BMW i8
CarTimes.TV: Subaru Outback
CarTimes.TV: Subaru Outback
У нас есть значительная фора по времени

Исполнительный директор MMC Rus Андрей Панков — главный по электромобилям в России. В беседе с CarTimes.ru господин Панков рассказал об удовольствии за рулем, важности бизнес-связей и электрическом будущем легендарного Mitsubishi Pajero.

05 февраля 2014
Россию характеризует слово «непредсказуемость»

Артем Гусаров работает в автомобильном бизнесе уже более 15 лет, последние два из которых — в должности управляющего директора KIA Motor RUS. Ради этой должности он вернулся из Европы, где возглавлял бренд Chevrolet. В беседе с CarTimes.Ru, господин Гусаров рассказал, что стало причиной его возвращения, почему KIA удается увеличивать продажи на падающем российском рынке и где лучше готовят корейские блюда.

12 августа 2013
Вместе и порознь

Президент Peugeot Максим Пика и глава Citroen Фредерик Банзе о будущем французских брендов

13 июня 2013