В принципе, все мы знали, что это скоро произойдет. Мы — это не только автомобильные журналисты, но и просто неравнодушные к машинам люди. Компания Google представила свой первый автомобиль-робот. Машину, которая едет сама по себе. У нее нет рулевого колеса и педалей. Нет даже наружных зеркал. Есть только кнопка Go. Вы садитесь, выбираете маршрут, жмете кнопку и едете. Все!
Идея построить машину с автопилотом не нова. Над подобной технологией работают уже не первое десятилетие, да и Google начал обкатывать свою систему не сегодня. Но в прошлом инженеры компьютерной компании использовали в качестве носителей серийные Toyota Prius и Audi TT, а теперь создали собственные ходовые прототипы.
Информации о Google Car пока с гулькин нос. Из технических характеристик известна лишь максимальная скорость — 40 км/ч. Тщательный просмотр видео позволяет сделать еще несколько открытий. Прототип — это каркасный автомобиль с плотным основанием, выполненный, судя по всему, из алюминия и пластиковых наружных панелей. Такая конструкция и толстый пол-сэндвич наводят на мысль о том, что Google создал электрокар. Подтверждает это и тот факт, что в фильме отчетливо видны подходящие к передним колесам приводные валы, однако места для громоздкого ДВС под капотом не наблюдается. Зато хорошо видна передняя подвеска MacPherson с тормозами — вполне традиционная для компактных машин конструкция.
Google Car
В самой компании подчеркивают, что не стремились создать премиальное транспортное средство с дорогой отделкой салона. Напротив, интерьер по-спартански прост. Единственное удобство внутри — два пассажирских кресла с ремнями безопасности. Из органов управления есть пара кнопок и тачскрин с Google Maps, на котором задается маршрут.
Интересны реплики участников фокус-группы, которым предложили прокатиться в машине без рулевого колеса. Одна из них заявила, что автомобиль-робот едет лучше ее собственной машины, а пожилая пара отметила, что Google Car проходит повороты именно так, как их учили в школе повышения водительского мастерства: тормозит перед поворотом и начинает ускоряться на выходе, распрямляя траекторию. Этому приему, к слову, недурно бы поучиться 80 процентам российских автомобилистов, которые, судя по стопсигналам, регулярно нажимают на тормоз в поворотах.
Вот, собственно, и вся техническая информация о Google Car. В компании соберут 100 таких машин с дублированным механическим управлением и станут тестировать их с командой водителей-испытателей в течение двух лет. Если все пойдет нормально, следующей группе тестеров позволят выехать на дороги общего пользования уже без руля и педалей.
Google Car
Вообще разработкой автомобилей-роботов сейчас занимается множество автокомпаний. Например, в Volkswagen Group такие машины используются для... доводки шасси! Да-да, роботы носятся на предельной скорости по автополигонам, посылая инженерам телеметрические данные. Преимущество автопилота над живым тест-пилотом в данном случае в том, что он едет по стабильной траектории и со стабильной скоростью, так что любые изменения настроек подвески сразу отражаются на поведении машины.
Собственно, в современных машинах уже есть электронная педаль газа, которую можно подчинить компьютеру; притормаживать по команде электроники машины тоже умеют, да и электроусилитель руля не вчера изобретен. Сюда надо добавить высокоточную GPS-навигацию, круговые датчики и управляющий всем этим хозяйством компьютер — и автомобиль-робот у вас готов. Конечно, заставить такую машину хорошо и безопасно ездить — задача не из простых. Вот почему тот же Google работает над данным проектом не первый год.
Что дальше? Системы Car-to-Car и Car-to-Infrastructure. По-русски, речь идет об общении машин-роботов между собой и об обмене информацией с дорожной инфраструктурой. Представьте себя в будущем. Ваша машина автоматически связывается со всеми транспортными средствами, находящимися вокруг нее в радиусе, допустим, 500 метров. И узнает, кто, куда и с какой скоростью направляется. А затем решает, кто кого пропускает, кто как с кем будет разъезжаться и таким образом корректирует свое движение. В итоге пропускная способность улиц увеличивается, а аварии исключаются.
Google Car
С инфраструктурой то же самое. Инфраструктура — это, в частности, светофоры. Ваша машина «общается» с ними по беспроводной связи и регулирует скорость в зависимости от того, в каком темпе переключаются светофоры. То же с дорожными знаками, указателями, переездами. Фантастика? Такие протоколы уже разрабатываются в Японии, Европе и США.
В мире роботизированного будущего вы садитесь в автомобиль, поручаете ему довести себя до работы, а пока вы трудитесь, ваш электрокар сам отправляется на ближайшую зарядную станцию. Вечером он везет вас в ресторан и, пока вы кушаете с женой, забирает из школы ваших детей. Роботы-курьеры доставляют вам товар из магазина и даже пьяные водители больше никогда не сядут за руль — рулей-то нет!
Во время общения с инженерами крупных автоконцернов все чаще приходится слышать — в описанной футуристической картинке технически нет ничего невозможного и через пару десятилетий она может быть реализована. Террористические хакерские атаки? Возможны, но теоретически террористы уже сейчас могут взломать компьютеры министерства обороны и запустить ядерные ракеты. Лично меня смущает совсем другое.
То, что создал Google, не является автомобилем. Вообще. Сейчас поясню. Машина с самого своего появления — это дополнение к человеческому телу. Протез. Костюм супергероя. Обычный человек не способен передвигаться быстрее 20 км/ч. Водитель способен. Обычный человек не в состоянии переместиться за день на 800 км. Водитель может. Поднять и перенести тонны груза? Водитель может. Машина — это продолжение тела, ходули. И мы ей управляем. Вот почему автожурналисты так подробно пишут об управляемости, информативности органов управления, чувствах, которые возникают за рулем. Чем лучше качества машины, тем круче водитель как супергерой.
Лишив нас руля и педалей, Google изобрел что-то транспортное, удобное, полезное и безопасное. Но изобрел ли он автомобиль? Я уверен, что нет.
Исполнительный директор MMC Rus Андрей Панков — главный по электромобилям в России. В беседе с CarTimes.ru господин Панков рассказал об удовольствии за рулем, важности бизнес-связей и электрическом будущем легендарного Mitsubishi Pajero.
Артем Гусаров работает в автомобильном бизнесе уже более 15 лет, последние два из которых — в должности управляющего директора KIA Motor RUS. Ради этой должности он вернулся из Европы, где возглавлял бренд Chevrolet. В беседе с CarTimes.Ru, господин Гусаров рассказал, что стало причиной его возвращения, почему KIA удается увеличивать продажи на падающем российском рынке и где лучше готовят корейские блюда.
Президент Peugeot Максим Пика и глава Citroen Фредерик Банзе о будущем французских брендов