«Кризис будет. Он уже начался. Об этом никто не спорит», – говорит на пресс-конференции Йорг Шрайбер, глава комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в России. И тут же добавляет: «Но никто также не сомневается в том, что рано или поздно продажи автомобилей вновь пойдет вверх».
Шрайбер – высокий немец, выходец из восточной Германии. Главой комитета он стал два года назад, одновременно возглавляя российское представительство Mazda. Сын военного, учивший русский еще в школе, он отлично говорит на нашем языке. Потянувшись к микрофону, он начинает свое выступление с шутки: «Ну вот, рынок за год сузился, а я – нет». И продолжает: «За два года, что я возглавляю комитет автопроизводителей, продажи снижаются. Наверное, меня скоро уволят».
Конечно, никто господина Шрайбера не уволит – по продажам он на самом деле отвечает только за Mazda, а у этого японского бренда на общем фоне год выдался не самым ужасным. А в целом рынок упал на 10,3%, ниже отметки 2,5 миллиона машин.
Если посмотреть на график продаж по месяцам, то в 2014 году он напоминал буку V: сначала падение от месяца к месяцу, а начиная с сентября – рост. Это объясняется исключительно валютными колебаниями: падение рубля сделало машины в автосалонах в валютном выражении самыми дешевыми в мире и покупатели, понимая, что цены скоро пойдут вверх, ринулись их скупать. В декабре было реализовано 270 тысяч легковых автомобилей – рекордный показатель для этого месяца.
Увы, текущий год начнется с пикирующего падения, в этом не сомневается никто. Во-первых, все, кто хотел и мог купить себе новую машину, сделали это в конце прошлого года. Во-вторых, цены в январе подняли почти все концерны, а те, кто не поднял, сделают это в ближайшие дни. Наконец, в-третьих, рост ключевой ставки ЦБ фактически сделал автокредиты невыгодными, а ведь в прошлые годы в среднем в России более 40% машин продавалось в кредит, а по некоторым маркам – более половины.
В комитете автопроизводителей АЕБ выражают надежду, что весной-летом ситуация стабилизируется. И дают годовой прогноз – 1,89 миллиона проданных новых машин в 2015 году. Эти цифры – результат нехитрых математических манипуляций, в которых учитываются индивидуальные прогнозы всех автоконцернов и их доля на рынке.
Но в частных беседах замечаешь, что в число 1,89 не верит на самом деле никто – просто давать еще более пессимистичный прогноз лидеры индустрии как-то постеснялись. На предложение поспорить на $100 о том, что в итоге будет продано меньше машин, никто не согласился.
Вообще, члены комитета автопроизводителей АЕБ традиционно угадывают тренд, но всегда занижают прогнозы. Если обещают рост, то он оказывается выше обещанного. Если спад – то тоже больше прогнозного. Думается, 2015 год не станет исключением.
Курсы валют, на самом деле, преподнесли бед даже там, где не ждали. Например, производителям иномарок в России. Дело в том, что эти предприятия по соглашению с правительством получают таможенные послабления на ввоз комплектующих. В обмен они должны по графику увеличивать степень локализации своих машин. Так вот эта самая степень локализации считается не по числу импортных деталей и не по их весу, а по стоимости: если машина стоит 1 миллион рублей, а ее импортные комплектующие – 500 тысяч, то степень локализации составляет 50%, даже если остающиеся в России 500 тысяч тратятся не на детали, а на электроэнергию, аренду заводской земли, зарплаты рабочим и налоги.
Из-за падения рубля соотношение отечественного и импортного в собираемых в России иномарках в денежном выражении изменилось в пользу привозного. То есть уровень локализации снизился. Это в теории означает, что автопроизводители теряют таможенные льготы, а с ними – и смысл собирать машины в России. Как с этим быть – каждый лично решает с российскими чиновниками.
Другая головная боль – как быть дилерам. Существующая дилерская сеть рассчитана на продажи минимум вдвое большего количества машин. Значит, автосалоны обречены терпеть убытки. Очевидно, что справятся не все.
В завершение Йорг Шрайбер опять повторил сказанную в начале мысль. Все автоконцерны уверены, что в России начался кризис. И все убеждены, что рано или поздно он закончится. Дискуссии ведутся лишь по двум вопросам: как глубоко упадет автомобильный рынок и как долго продлится спад. Что же, немец прав: главное, оказавшись на дне, не услышать стук снизу.
Исполнительный директор MMC Rus Андрей Панков — главный по электромобилям в России. В беседе с CarTimes.ru господин Панков рассказал об удовольствии за рулем, важности бизнес-связей и электрическом будущем легендарного Mitsubishi Pajero.
Артем Гусаров работает в автомобильном бизнесе уже более 15 лет, последние два из которых — в должности управляющего директора KIA Motor RUS. Ради этой должности он вернулся из Европы, где возглавлял бренд Chevrolet. В беседе с CarTimes.Ru, господин Гусаров рассказал, что стало причиной его возвращения, почему KIA удается увеличивать продажи на падающем российском рынке и где лучше готовят корейские блюда.
Президент Peugeot Максим Пика и глава Citroen Фредерик Банзе о будущем французских брендов