image Автомобильный журнал Автомобильный журнал

Почти золотые

04 декабря 2014 13:39
Текст: Сергей Иванов
Фото: с сайта hdnewwallpapers.com

В прошедшую пятницу, 27 ноября, в Вене состоялось заседание стран-участников организации ОПЕК – поставщиков нефти на мировой рынок. На встрече рассматривалась возможность снижения объемов добычи, что могло бы привести к повышению цен на нефть. Однако достичь согласия не удалось.

Рынки отреагировали на провал переговоров ОПЕК сразу – стоимость нефти упала. А в России в ответ на это упал рубль. Падение национальной валюты продолжается с лета, но к зиме автопроизводителям, кажется, стало ясно: дешевый рубль – это новая реальность.

Почту CarTimes.ru заполнили пресс-релизы о повышении цен на автомобили. Некоторые компании, правда, об этом громко говорить не спешат. Кто-то пока держит старые рублевые цены.

Мы решили посмотреть, как выросли курсы валют стран с развитой автомобильной промышленностью и выяснили, что подорожание происходило неравномерно. А значит, расстановка сил на российском автомобильном рынке может измениться

Доллар США
Американская вечнозеленая валюта подросла более чем существенно – с 15 июля официальный курс ЦБ вырос аж на 58,5%, с 34,31 до 54,38 рублей. А значит, именно на столько выросла себестоимость продаваемых в России американских машин.

Из Америки, как ни странно, в Россию поставляется весьма ограниченное количество моделей автомобилей. В первую очередь это дорогие внедорожники, причем не обязательно американских марок. В США делают Ford Explorer, Chevrolet Tahoe, Jeep Cherokee, но не только. Оттуда же к нам приходят BMW X5 и Mercedes M-class, Toyota Venza и Highlander  и даже Honda CR-V.

Правда, некоторые американцы собираются у нас – это Ford Edge, Chevrolet Tahoe, Cadillac Escalade… вот столько степень из локализации кране невелика и сводится в первую очередь к экономии на растоможке.

Евро
Европейская валюта с лета подорожала на так сильно, на 44% до 67 рублей. Схожая ситуация и по британскому фунту + 45% (за него нам продают Land Rover и Jaguar), чешской кроне + 43% (Skoda), и шведская крона +43% (Volvo ).

Курс европейкой валюты для российского автомобильного рынка будет поважнее курса доллара. Под него попадают и традиционные европейские автопроизводители, так и европеизированные американцы – Ford Focus, Ecosport, Mondeo. Да, машины Ford собираются в России, но делают их до сих пор из европейских комплектующих.

Пожалуй, наибольшего уровня локализации удалось достигнуть в Volkswagen Polo Sedan и семействе Renault Logan. Сейчас даже идет процесс локализации двигателей для этих машин. Но опять же: двигатели будут делать у нас, но из импортных компонентов. Так что себестоимость Logan и Polo тоже увеличится, пусть и не так сильно, как у завозимых к нам машин.


Японская йена
Есть справедливость на Свете! Японские машины в последние годы проищрывали европейским в цене, из-за чего их продажи в России были ограничены. Однако за последние неполные полгода йена реабилитировалась, подорожав по отношению к рублю «всего» на 34% - сравните с курсом доллара!

Машины из Страны восходящего солнца у нас любят в первую очередь за надежность. С чем тут спорить – в стране, десятилетием страдавшей от низкого качества местных машин, недоступности сервиса и запчастей, иномарка, которую не надо постоянно чинить, была обречена на успех. А потому, в особой цене – не просто японки, а автомобили японской сборки.

Из Японии к нам везут большинство машин местных марок, включая премиальные модели Lexus. Серьезным уровнем локализации могут похвастаться демократичные седаны Nissan – Almera, которую собирают на АвтоВАЗе и ижевская Sentra. Более дорогие питерские Toyota Camry, Nissan Teana и Pathfinder, а также дальневосточные Toyota LC Prado и самые популярные модели Mazda.

Корейский вон
Некоторое преимущество в данной ситуации получат корейские автопроивзодители. Местная валюта – вон – подросла по отношению к рублю, однако не так драматически сильно, как тот же доллар. С середины лета официальный курс ЦБ рубля к южнокорейскому вону изменился на 45%

Кроме того, самые популярные корейские автомобили в России – сладкая парочка Hyundai Solaris и KIA Rio – могут похвастаться довольно высокой по местным стандартам локализацией. В Санкт-Петербуррге организована в том числе штамповка кузовных деталей, а рябом со сборочным предприятием успели вырасти небольшие заводики компаний-поставщиков комплектующих.

Стоит заметить, что корейские корни можно найти и в большинстве популярных в России моделей Chevrolet – Cruze, Aveo, Captiva это всего лишь переименованные на благозвучный лад модели GM-Daewoo. Кроме того, в Корее рождены и популярные у нас внедорожники SsangYoung.

Китайский юань
Наиболее туманны перспективы китайских автопроизводителей. Юань  поставил рекорд, обогнав даже доллар – подорожание к рублю превысило 60%. Не случайно представители китайсвких концернов сейчас чувствуют себя не очень комфортно.

Китайцы традиционно играют в сегменте дешевых авто, где повышение цен даже на 10 процентов смерти подобно. Сейчас же речь идет о том, что седан гольф-класса, за который дилеры по привычке просят 600 тысяч рублей, должен стоить 1 миллион. Не надо быть специалистом чтобы предсказать отсутствие каких-либо перспектив на российском рынке с такой ценой.

Рубль
Российский рубль с середины лета подешевел ко всем валютам, включая даже украинскую гривну. Было бы логично предположить, что эта ситуация на руку отечественным автопроизводителям, в первую очередь АвтоВАЗу. Однако не все так просто.

Во-первых, за последние годы число импортных комплектующих на «Ладах» выросла. Пока это лишь отдельные детали, которые выпускаются в основном в России, но из импортных материалов и компонентов. Похуже дела у УАЗ «Патриот», в котором импортных деталей уже процентов на 20, и у коммерческой техники – скажем мотор «Газелей» делает в Китае американская компания Cummins.

Ну и во-вторых классик экономической теории Адам Смит, которого читал еще пушкинский Онегин, давно подметил, что при сокращении предложения цены всегда растут. Иными словами, если дешевых машин на рынке станет меньше, то оставшиеся подорожают. До Нового Года «АвтоВАЗ» обещал цены не повышать, признавшись при этом, что удержаться от соблазна в тяжелой экономической ситуации это было не легко. Очевидно, что в следующем году «Лады» неминуемо подорожают.