Я специально находил картинки двух спорткаров Mercedes: моделей SLS AMG и AMG GT. Первый сходит со сцены — представленный в 2009 году, он отработал положенный цикл. Второй только что показали на выставке в Париже. Это не прямая замена — новинка слабее, чуть медлительнее, зато заметно доступнее. Однако фактически в GT должно было воплотиться все новое, что скопилось за прошедшие годы в копилках автомобильнух инженеров и дизайнеров. А теперь сами взгляните на фото: скажите честно, если бы вы впервые увидели эти суперкары, вы бы угадали кто из них современнее?
Mercedes SLS AMG (слева) и Mercedes AMG GT
Таких примеров на самом деле много. Посмотрите на массовый сегмент — да вот на новый Volkswagen Passat. Сравните со старым. Отличаются? В общем-то да. Какой выглядит явно современнее? То-то же. Да что там Passat, новейший Volvo XC90 выглядит ново лишь на фоне своего престарелого предшественника. В сравнении с далеко не самыми свежими Mercedes GL или BMW X5 швед — всего лишь «на уровне».
Volkswagen Passat
Почему так произошло? Почему дизайнеры устали? Или не устали? Глядя на новый седан Jaguar XE, кажется что англичанин Йен Каллум не то чтобы устал — попал в рамки собственных стереотипов. Автор форм XF и XJ, он и новый XE нарисовал очень похожим на старших братьев.
Но на самом деле все не так. Автомобильные дизайнеры готовы нарисовать сколь угодно свежие машины. Если встретите одного из них, попробуйте за бутылочкой вина подбросить ему салфетку и ручку — честное слово вы будете удивлены. Да и просто посмотрите на скетчи молодых художников — формы невероятные.
Volvo XC90
Тогда что же? Технологии! Фантазия дизайнера всегда упирается в принятые в наши дни технологии и стандарты. Скажем, как бы вам не хотелось, а четыре колеса нарисовать извольте. А еще место под двигатель, багажник, салон наконец. Плюс — учтите современные требования. Лучше всего о них сказал Вальтер да Сильва, главный дизайнер Volkswagen: мол, покупатели хотят простой и интуитивный дизайн как у некоторых модных гаджетов, однако экологи требуют снижать аэродинамическое сопротивление воздуха (а значит и расход топлива), что приводит к усложнению форм и портит внешний вид машин.
Агрессивный, динамичный дизайн передней части машины? Забудьте — надо думать о минимизации травм сбитых пешеходов. Покатая крышка багажника? Вы что, машина же на скорости взлетит! Короткий передний свес? А куда прятать зоны прорамируемой деформации при ударе?!
Honda Civic Type-R
Бродя по павильонам Парижского автосалона понимаешь, что дизайнеры уперлись в ограничения, наложенные современными технологиями. Да что там дизайнеры: инженерам не лучше. Максимальный КПД современных двигателей внутреннего сгорания ненамного превышают 30% и сделать с этим пока никто ничего не может. Электромобили? Это пока тоже не самый очевидный выход: аккумуляторы для них дорогие, недостаточно емкие, не любят холода и имеют ограничения по сроку службы.
Фактически все известные типы подвесок изобретены во второй половине ХХ века и сейчас все крупные автоконцерны научились настраивать ходовые качества своих машин на очень приличном уровне.
Скажу больше — те качества, которыми раньше могли похвастаться только спортивные автомобили Porsche или Ferrari, сейчас присутствуют и у семейных хетчбэков. Хотите ппример? Пожалуйста. 20 лет назад Honda выпускала массовую модель Civic и спорткар NSX для избранных. А в этот раз в Париж японцы привезли новый Civic Type R, который лучше разгоняется, лучше тормозит и учше управляется чем легендарный NSX!
Skoda Fabia
Да-да, Парижский автомобильный салон показал — современные машины, те, что можно увидеть не только на картинках, но и у автодилеров, достигли небывалого совершенства. Мощные, но экономичные, они хвастаются плавностью хода старых лимузинов, а по управляемости отправляют в нокаут суперкары 70-х годов прошлого века. Посмотрите на новые Skoda Fabia или Opel Corsa – если этих малюток прямо с конвейера выпустить на гоночный трек против самых быстрых раллийных машин 60-х годов прошлого века, те окажутся далеко позади!
Так что же это — закат автомобильного мира? Конструкторы и дизайнеры достигли совершенства и растеряли новые идеи? Повторяются? Не знают что делать дальше?
Opel Corsa
Нет! Просто мы с вами оказались на пороге революции. Да-да, следующим этапом неминуемо станет технологический прорыв. Нынешнее поколение машин действительно исчерпало себя и почти не поддается дальнейшему усовершенствованию. Значит, в скором времени нас ждет потрясение всех основ!
Что это будет? Быть может — и впрямь нашествие электрокаров. А может — появление на дорогах машин-роботов, о которых так давно говорят. Или наконец сбудется пророчество из фильма «Назад в будущее» и автомобили взлетят в воздух?
Ответов на эти вопросы пока нет. То, что показали этой осенью в Париже, станет выпускаться еще шесть лет. А потом, поверьте, грянет настоящая техническая революция. Ну или хотя бы технологический прорыв.
Исполнительный директор MMC Rus Андрей Панков — главный по электромобилям в России. В беседе с CarTimes.ru господин Панков рассказал об удовольствии за рулем, важности бизнес-связей и электрическом будущем легендарного Mitsubishi Pajero.
Артем Гусаров работает в автомобильном бизнесе уже более 15 лет, последние два из которых — в должности управляющего директора KIA Motor RUS. Ради этой должности он вернулся из Европы, где возглавлял бренд Chevrolet. В беседе с CarTimes.Ru, господин Гусаров рассказал, что стало причиной его возвращения, почему KIA удается увеличивать продажи на падающем российском рынке и где лучше готовят корейские блюда.
Президент Peugeot Максим Пика и глава Citroen Фредерик Банзе о будущем французских брендов