В мире начался, пожалуй, крупнейший шинный скандал последних лет. В главной роли – финский концерн Nokian Tyres, признавшийся в махинациях с тестами зимней автомобильной резины. Признания из руководства компании выбили финские же журналисты, которые и уличили производителя в обмане. В официальном сообщении Nokian глава концерна принес извинения в связи со случившимся и пообещал строго-строго следить за тем, чтобы ничего подобного не происходило в будущем.
Махинации? А что именно они там намахинировали?
Речь идет о шинных тестах, которые ежегодно проводят автомобильные журналисты. Поскольку тестировать все покрышки разом – дело не из дешевых, ведущие издания собираются раз в год, берут на тест сразу пару десятков комплектов шин и проводят измерения. А потом каждое издание готовит по результатам испытаний свой материал.
Так вот, журналисты финского издания Kauppalehti купили в магазине шины Nokian, протестировали их и сравнили с результатами тестов прошлых лет, в которых Nokian вышел победителем. И результаты не совпали!
Журналисты пришли к выводу, что шины, которые участвовали в изначальном тесте, и шины, которые Nokian запустила в розничную продажу – разные. И руководство концерна было вынуждено признать, что журналисты правы – обман имел место.
Nokian обманывала, а остальные шинники – белые и пушистые?
Возможно, но вряд ли. Дело в том, что новые модели зимних шин поступают в продажу накануне снегопадов, а репортажи с тестов должны быть напечатаны журналистами до этого момента – в начале осени. Понятно, что протестировать зимнюю резину на льду в августе или сентябре невозможно. Поэтому тесты проводят в конце предыдущей зимы – в феврале или марте.
Однако новые модели шин в это время еще отсутствуют в продаже, так что единственный способ получить их для испытаний – попросить у производителей. И здесь журналистам приходится верить шинникам на слово, что в продажу поступят именно такая модель автомобильной резины.
Сомнения в умы журналистов, впрочем, закрадывались и раньше. Так, в прошлые годы в махинациях с шинами обвиняли немецкий концерн Continental, который, впрочем, на давление со стороны СМИ не поддался и вины не признал. Были претензии и к Pirelli. Время от времени начинались разговоры о нечестности и других шинников. Но только в Nokian признались, что, мол, да, грешны были.
Не исключено, что Nokian Tyres – лишь первая ласточка, и теперь журналисты со всего мира побегут в магазины за шинами других марок, чтобы проверить их вновь и сравнить с результатами изначальных тестов. Так что скандалы-интриги-расследования только начинаются.
А что мешало Nokian запустить в производство именно те шины, что так хорошо показали себя на тестах?
Точно не известно, но причин может быть несколько. Самая поверхностная – то, что на тесты компания привозила резину, которую было бы невозможно сертифицировать. Дело в том, что законодательством ряда стран ограничивается количество и длина шипов. Если сделать шины с большим числом более длинных шипов – на льду они получат весомое преимущество перед конкурентами, но в продажу такие модели выпускать нельзя.
Такую махинацию, впрочем, легко раскрыть – журналисты не дураки и считать шипы они умеют. Так что дело, скорее всего, тоньше. Серийная автомобильная шина – это всегда результат компромисса между сцепными свойствами, износостойкостью, сопротивлением качению (влияет на расход топлива), прочностью и ценой. Если поставить цель, то можно сделать комплект шин, в которых какое-нибудь одно свойство будет улучшено в ущерб остальным.
Например, можно сделать мягкую шину, которая хорошо покажет себя на тестах, но в реальных дорожных условиях очень быстро сотрется. Или применить в тестовых шинах более дорогую резиновую смесь, что при серийном производстве значительно бы увеличило себестоимость продукта и сделало его неконкурентоспособным.
У меня шины Nokian. Мне их срочно выбрасывать?
Нет конечно! Все махинации осуществлялись с единственной целью – показать на тестах лучший результат. Если бы Nokian не махинировали, то заняли бы второе или третье место. Что, согласитесь, не так уж и плохо.
Дело в том, что Nokian – относительно небольшой производитель, и он не может себе позволить ценового демпинга. Простыми словами – при равном качестве финские шины из-за малого объема производства будут дороже французских, немецких или японских. И единственный шанс для Nokian – делать продукцию не только дороже, но и лучше, чем у конкурентов. Поэтому первое место на тестах для этой компании – вопрос жизни.
Во-вторых, шины одной и той же марки и модели могут обладать несколько разными свойствами в зависимости от типоразмера. Причем значение имеет не только диаметр колеса, но и ширина рабочей поверхности шины, и высота ее профиля. Если в тесте 16-дюймовых шин размера 215/50 выиграла одна модель, то это не значит, что она же будет лучшей при размере 205/60 R16.
В общем, если вам нравится, как ведет себя ваш автомобиль на нынешних шинах, то все в порядке.
Как раз хотел купить шины Nokian. И что теперь? Не покупать?
Глава финской компании Ари Лехторанта утверждает, что никакого жульничества с тестами не ведется уже целый год и вся новейшая продукция участвовала в испытаниях на честных условиях. Более того, господин Лехторанта заверил, что отныне в Nokian Tyres строжайше запрещено не только передавать журналистам «особые» шины, но и вообще когда-либо изготавливать подобные экземпляры для любых целей.
В искренность президента Nokian можно, конечно, не верить, но по нашему мнению он сейчас меньше всех заинтересован в обмане. Так что если вам до сих пор нравились финские шины, то поводов от них отказываться нет.
А вообще точных правил при выборе автомобильных шин, увы, нет. Можно лишь посоветовать выбирать продукцию известных именитых производителей. Вовремя менять изношенную резину. И не превышать разумную скорость на скользких дорогах.
P.S. Почему скандал с Nokian Tyres – это плохо для России
Мало кто знает, что самый большой завод Nokian находится не в Финляндии, а в России, в городе Всеволожске Ленинградской области. И работает он не только на наш внутренний рынок, но в первую очередь на экспорт. Более того, Nokian – это один из главных российских экспортеров готовой продукции. По объемам он проигрывает, в основном, добывающим отраслям – экспорту нефти, газа, древесины.
В условиях снижения цен на нефть и газ именно такие заводы становятся особенно важны для российской экономики. Скандал уже вызвал падение биржевых котировок акций Nokian Tyres и чем бы дело не кончилось, с финансовой точки зрения убытки неизбежны. Думаю, здесь нет поводов для злорадства.
Исполнительный директор MMC Rus Андрей Панков — главный по электромобилям в России. В беседе с CarTimes.ru господин Панков рассказал об удовольствии за рулем, важности бизнес-связей и электрическом будущем легендарного Mitsubishi Pajero.
Артем Гусаров работает в автомобильном бизнесе уже более 15 лет, последние два из которых — в должности управляющего директора KIA Motor RUS. Ради этой должности он вернулся из Европы, где возглавлял бренд Chevrolet. В беседе с CarTimes.Ru, господин Гусаров рассказал, что стало причиной его возвращения, почему KIA удается увеличивать продажи на падающем российском рынке и где лучше готовят корейские блюда.
Президент Peugeot Максим Пика и глава Citroen Фредерик Банзе о будущем французских брендов