image Автомобильный журнал Автомобильный журнал

Финляндия – не резиновая?

31 марта 2015 11:54
Текст: Сергей Иванов
Фото: Nokian

Лед в ангаре залили специально к нашему приходу. Идем предельно осторожно: в руках фотоаппараты, поскользнулся – разбил дорогую оптику. В ангаре стоит Porsche Cayenne, обутый в обильно приправленную шипами резину. Старт по команде, пробуксовка всех четырех колес… но никаких следов на ледяной глади!

Затем вторая попытка, и на сей раз во льду процарапаны характерные полоски от шипов. Что это было? Новая технология компании Nokian. Шипы, которые выдвигаются нажатием кнопки в салоне. "Как вы это делаете: превматика, микроэлектропривод, что-то иное?" – спрашиваю я у представителя шинного концерна Марко. Без комментариев, отрезает финн. И добавляет: мы пока не знаем, как запустить такую шину в серию, а потому и обещать ничего не можем. Но  работаем над этим.

Мы редко пишем о шинах. Для того, чтобы делать обзор, нужно на полигоне протестировать всех конкурентов, причем совершив замеры на дорогом оборудовании. Задача для команды испытателей на пару недель! И то результат будет не абсолютным – шины даже одной модели, но разных размеров и на разных машинах работают по-разному.

Но Nokian Tyres сделала предложение, от которого я не смог отказаться. Мол, и не надо писать о том, хорошие у нас шины или плохие. Вы напишите о природе. Да-да, о природе Лапландии. О том, в каких условиях мы наши шины испытываем. Что же, если о природе – то это можно.

Городок Саариселька расположен на самом севере Финляндии, примерно на одной широте с российским Мурманском. Собственно, до Мурманска отсюда можно доехать за четыре часа на машине, включая время на прохождение таможни. Оттого в самой Саарисельке и в более крупном Ивало так много надписей на русском языке: наши соотечественники здесь и главные туристы, и важные покупатели.

f

Nokian White Hell

За окном – приполярная лесотундра, где низенькие сопки покрыты белоснежным рассыпчатым снегом и пьяными от холода полярными соснами да березками. Полян и тем более полей почти нет, а вот озера встречаются в каждой долине. По их берегам расположены скромные на вид, но продуманные и уютные одноэтажные жилища местных жителей. Кстати, домов старше 1945 года вы не встретите: отступая, немцы выжгли в Лапландии почти все строения.

Лапландия – страна оленеводов, финнов и саамов. Кстати, именно в Ивало родилась актриса Анни-Кристина Юусо, известная российскому зрителю главной ролью в фильме «Кукушка».  Оленей на душу населения здесь и сейчас побольше, чем на российском Севере. Но местные все больше переориентируются на туризм. Хотя самая высокая сопка имеет в высоту всего 438 м, она претендует на роль горнолыжного курорта, а уж трасс для беговых лыж и вовсе пруд пруди. Для ленивых существуют «сафари» на снегоходах, а для любителей экзотики – поездки на собачьих упряжках.

Наконец, именно здесь расположен полигон Nokian Tyres с характерным названием White Hell – "Белый ад". В компании уверяют, что это самый северный полигон в мире. Зимние шины тут тестируют более семи месяцев в году, но самый ценный сезон – весна, когда на толще льда сверху образуется коварная водяная пленка. Именно с ней сложнее всего бороться, именно против нее бессильны нешипованные шины-липучки.

Сам полигон – это хитросплетение заснеженных дорог и пара озер, на льду которых расчищены ледяные трассы. Для нас приготовили машины – Audi RS5 и RS4, причем последние в старом кузове с атмосферными V8 под капотом.  Скольжение по ледяной трассе – настоящее удовольствие для водителя, но понять что-либо о шинах за несколько кругов попросту невозможно. Особенно, когда не имеешь возможности сравнить с конкурентами. Так что все эти заезды – не более чем покатушки.

d

Затем еще несколько упражнений удовольствия ради. Если финны хотели убедить нас в том, что снега и льда в Лапландии с избытком, то им это ожидаемо удалось. Что действительно удивило – это уровень подготовки тест-пилотов Nokian. Здесь работают действительно профессиональные пилоты, явно с опытом выступления в ралли. И это – политика всего концерна. За доводку шин отвечают водители-испытатели, именно от их комментариев зависит, какой именно будет следующая шина.

Но, собственно, чему тут удивляться? Финляндия – это хотя и холодная страна, да с горячими парнями. Количество успешных гонщиков на душу населения здесь чуть ли не самое высокое в мире. Райкконен, Хаккинен, Мякинен, Колвалайнен – для всех, кто интересуется автоспортом, это знакомые фамилии. Естественно, найти здесь чуть менее быстрого тест-пилота, готового всю зиму за зарплату гонять по льду – задача не сверхъестественная.

Так что пилотов-роботов в Nokian пока не закупают. Не смейтесь – автопроизводители при настройке шасси своих автомобилей уже давно используют машины с автопилотом. Суть тут в том, что робот стабильнее проходит круг на полигоне, и если скорость в поворотах улучшилась, то это заслуга нового амортизатора, а не водителя-испытателя – так исключается человеческий фактор.

Казалось бы, то же можно провернуть и с шинами – запускаешь автопилот, добавляешь пару шипов и вперед на трэк – замерять результат от этого нововведения. Но в Nokian качают головой – нет, такая методика работает только в простых случаях, вроде замеров тормозного пути или времени разгона до 100 км/ч. Во всем остальном лучше полагаться на опыт тест-пилотов.

Покинув White Hell, мы на снегоходах отправляемся в финскую сауну. Пушистый снег под гусеницами поднимается белой пылью и уносится огибать сопки, словно струя белого газа в аэродинамической трубе. Темнеет быстро и на чистом небе зеленовато-сиреневым тюлем повисает полярное сияние.

e

Да, местные жители знают толк в зиме. Понимают, что такое снег. Разбираются в сортах льда. Но что-то в здешних условиях мне чуждо. Что-то не так, как у нас. Хоть похоже на Россию, только все же не Россия – как пел один бард. И тут я понимаю: в Финляндии нет плохих дорог! Даже зимой, даже в метель все трассы моментально убирают от снега. Вот почему чуть ли не единственным встреченным за время поездки кроссовером был тот самый Porsche Cayenne на полигоне! Зачем, если даже зимой здесь идеальные дороги!

Вот почему почти в любой импортной шине мне лично не хватает внедорожных качеств. В Финляндии, как и в любой европейской стране, попросту не понимают – зачем оно вам, если проще отремонтировать и почистить дороги? Эх, не понять им загадочную русскую душу, которая, как известно, что только не выдумает, лишь бы дороги не строить…

Галерея Nokian Tyres White Hell