Новый российский автопром в лице спорткаров Marussia и народных ё-мобилей в минувшем году перестал существовать. Проекты закрылись, не оставив после себя ни пригодных к использованию технологий, ни производственных мощностей.
В 2010 году российский бизнесмен Михаил Прохоров (ОНЭКСИМ) и российско-белорусское предприятие «ЯРОВИТ Моторс» пообещали создать доступный автомобиль с гибридной силовой установкой, затратив 150 миллионов евро. Четыре года спустя проект закрылся, а конструкторская документация и исключительные права на ноу-хау по разработке кузова и шасси ё-мобиля были проданы государственному институту НАМИ за 1 евро. Что это было?
Эксперты индустрии (и не только они) с самого начала говорили, что создать и запустить в производство принципиально новую модель с полуфантастическим роторно-лопастным двигателем компания «ё-АВТО» с ее людскими, техническими и финансовыми ресурсами не сможет. Однако широкие народные массы появлению отечественной альтернативы «АВТОВАЗУ» обрадовались и выразили готовность проголосовать за проект рублем: в первый же день приема предварительных заказов на ё-мобиль поступило свыше 51 тысячи заявок при ценах от 360 до 490 тысяч рублей. Пришел 2012-ый год, Прохоров проиграл президентские выборы и отложил выпуск ё-мобиля. К тому времени в обществе стало преобладать мнение, что вся затея с «ё» – не более чем пиар-кампания. Постепенно поменялась техническая концепция: заброшенный РЛД уступил место двухтопливному «фиатовскому» мотору, да и многие другие узлы оказались иностранного производства. В результате «предсерийный» ё-кроссовер образца лета 2013-го года уже не был ни отечественным, ни доступным.
Обещанный завод в Санкт-Петербурге «ё-АВТО» так и не построила и в феврале 2014 года объявила о закрытии проекта. Неудачу списали на ослабление рубля и спад рынка, из-за которых предполагаемая цена «народного автомобиля» выросла чуть ли не до миллиона рублей. Несмотря ни на что, многие россияне с сожалением отзываются о провале ё-мобиля, все еще мечтая о качественной и современной машине отечественного производства. Вынося за скобки НАМИ, больше всех в этой истории повезло лидеру ЛДПР Владимиру Жириновскому – ему Прохоров лично подарил один из нескольких построенных ё-Crossback EV с сертификатом ОТТС для автомобилей ограниченной серии, чтобы исполнить обещание, данное перед выборами.
Еще одно крупное разочарование года – банкротство сначала производителя дорожных спорткаров Marussia Motors, а затем и «формульной» конюшни Marussia F1 Team. Детище шоумэна и экс-гонщика Николая Фоменко, финансируемое предпринимателем Андреем Чеглаковым, оказалось куда продуктивнее «ё-АВТО»: и машины, пусть и немного, выпускало, и в «Королевских гонках», хотя и без особого успеха, выступало.
Спорткары B1 и B2 российского производства, пусть и на иностранных технологиях, вызывали законную гордость у энтузиастов. На треке «Маруся» лавров не снискала, однако сумела выступить в первом в российской истории Гран-при. Как выяснилось, именно ради участия в сочинском этапе Чеглаков продолжал финансировать команду, хотя к тому моменту уже разочаровался в проекте и намеревался забросить его гораздо раньше. В итоге конюшня осталась должна различным организациям, в том числе – Ferrari и McLaren, свыше 31 миллиона фунтов стерлингов.
Что на самом деле убило «Марусю» – ясно не до конца. Действительно ли владельцы не рассчитали своих финансовых возможностей или же этот проект с самого начала не являлся долгосрочным, преследуя некие иные, неочевидные цели? Как бы то ни было, в российской автомобильной истории он останется как один из самых ярких, пусть и неудачных, стартапов.
Исполнительный директор MMC Rus Андрей Панков — главный по электромобилям в России. В беседе с CarTimes.ru господин Панков рассказал об удовольствии за рулем, важности бизнес-связей и электрическом будущем легендарного Mitsubishi Pajero.
Артем Гусаров работает в автомобильном бизнесе уже более 15 лет, последние два из которых — в должности управляющего директора KIA Motor RUS. Ради этой должности он вернулся из Европы, где возглавлял бренд Chevrolet. В беседе с CarTimes.Ru, господин Гусаров рассказал, что стало причиной его возвращения, почему KIA удается увеличивать продажи на падающем российском рынке и где лучше готовят корейские блюда.
Президент Peugeot Максим Пика и глава Citroen Фредерик Банзе о будущем французских брендов