Автомобильный журнал

Вот и сказке конец?

Текст: Сергей Иванов
29 февраля 2016

Акционеры «АвтоВАЗа» ищут замену президенту компании Бу Инге Андерссону, пишет в понедельник авторитетная газета «Ведомости» со ссылкой на источники, близкие к двум мажоритарным владельцам ВАЗа – госкомпании «Ростех» и альянсу Renault-Nissan. Ранее отставку Андерссона прочили и другие СМИ, но не столь убедительно.

Дело, собственно, вот в чем. За два с небольшим года во главе АвтоВАЗа Бу Андерссон запомнился четырьмя вещами. Во-первых, запуском двух новых моделей Lada Vesta и Lada X-Ray. Здесь без претензий – это действительно качественно новая для АвтоВАЗа продукция, и что самое удивительное, производство было запущено в срок.

Второе дело Андерссона – увеличение доли на рынке. И действительно, доля Lada выросла по итогам 2015 года почти до 18%. Правда, перед Андерссоном ставилась цель 20%, так что успех не полный.

Третье, чем запомнился шведский топ-менеджер, это массовыми сокращениями. Он стал не первым гендиректором, кто снижал численность рабочих, но в том-то и подвох: до Андерссона увольняли в основном людей предпенсионного возраста, а  шведу пришлось отправлять на улицу полноценную рабочую силу. К тому же президент «АвтоВАЗа» ведет очень строгую политику по отношению к поставщикам комплектующих, требуя хорошее качество за малые деньги. А если не получает желаемого – разрывает контракты. В итоге поставщики банкротятся, что приводит к новым сокращениям.  Наглядно увольнения в Тольятти выглядят так: сейчас на ВАЗе работают 44,5 тысячи сотрудников, а, скажем, 8 лет назад их численность превышала 130 тысяч.

Но все это простили бы господину Андерссону, если бы он выполнил главное требование со стороны акционеров – вывести «АвтоВАЗ» на безубыточный уровень. В итоге…  за первый год президентства шведа концерн потерял 24,6 млрд рублей чистыми убытками, за второй – аж 74 млрд рублей!

В общем, картина ясна. Или нет?

Я вкратце напомню кто такой Бу Инге Андерссон. Кадровый шведский военный, в конце 80-х он ушел со службы в должности майора и устроился в фирму SAAB. Шведский автопроизводитель как раз влился в концерн General Motors, и стремительная карьера Андерссона к середине 2000-х привела его в кресла вице-президента всего GM по закупкам.

Именно с должности вице-президента GM Андерссона и перекупил российский магнат Олег Дерипаска, назначив шведа главой «Группы ГАЗ». В этой должности бывший топ-менеджер GM запомнился сокращениями и увольнениями с одной стороны и запуском новой линейки грузовиков и автобусов – с другой. Газель Next – это его детище.  Собственно, до сих пор все лучшее, что выпускают на заводах «Группы ГАЗ» - плод деятельности Андерссона.

image
Поделитесь с друзьями