Автомобильный журнал

Нет, зато дешево

Текст: Сергей Иванов
13 августа 2018

В тот короткий исторический период, когда Берлинская стена уже пала, а СССР еще нет, жители воссоединенной Германии могли наблюдать необычную картину. В страну въехал автомобиль ВАЗ 2105, на крыше которого к багажнику были привязаны канистры под бензин. Так и только так приятель моей семьи сумел доехать до своих немецких родственников на автомобиле.

Немцы не могли понять, зачем тащить эти канистры, когда можно заправиться по дороге. Не на «Тесле» в Магадан же отправляетесь. Вы, дорогие читатели, наверно тоже недоумеваете. Некоторые из вас по крайней мере.

Объясню. В позднем СССР бензин был дешевый, но в дефиците. За тысячу с лишним пути от Москвы до границы Социалистического блока стран бензина можно было не встретить ни разу. А если он встречался, то лучше было заправлять все без исключения емкости.

Сейчас это кажется диким. В самом деле – ну какой дефицит бензина? У кого сейчас есть вообще топливная канистра, хоть одна? Многие ли вообще знают, что это должна быть специальная канистра, в которой не появляется искры от статистического электрического заряда (говорят, в стеклянных и обычных пластиковых емкостях при плескании топлива от качки такое может произойти).

Так вот, советую прикупить парочку. Так, на всякий случай. Потому как два члена российской компартии, депутаты Рашкин и Парфенов внесли в госдуму закон о государственном регулировании цен на автомобильное топливо.

Вы, конечно, заметили, как существенно подорожал бензин и дизель в России. И я понимаю ваше желание как минимум этот рост цен сдержать, а как максимум – вернуть старые ценники. Желательно до уровня распада СССР – 40 копеек за литр. Что, к слову, с учетом тогдашних зарплат было совсем не дешево.

Однако на деле цена чего угодно не может быть ниже себестоимости плюс хоть какой-то прибыли. Суть работы нефтяных компаний, перевозчиков топлива и собственно розничных автозаправок – в получении прибыли. Не обязательно большой – хоть какой-то. Как только прибыль исчезает, смысл работать теряется. И все останавливается.

Именно поэтому в позднем СССР был дефицит бензина и прочих товаров. Государство еще диктовало продавцам цены, а компенсировать убытки уже не могло. И товары… исчезли. В том числе бензин. Как только госрегулирование цен отменили, бензин мигом появился повсюду. Правда, уже не по 40 копеек.

Таким образом, если  идеи Рашкина и Парфенова будут поддержаны остальными представителями власти, то бензин и дизельное топливо в России опять станет дефицитом. Отдельные государственные заправки, конечно, будут функционировать, но их будет мало, там будут очереди – в общем без канистр на крыше заезжать туда не будет смысла. Плюс появится ворованный бензин – из армейских частей и прочих учреждений, получающих топливо по госраспределению. Но на это топливо государственная цена уже не будет распространяться.