Автомобильный журнал

Законы робототехники

Текст: Сергей Иванов
06 июля 2016

Вы двигаетесь на автомобиле с автопилотом. Внезапно перед вами выбегает толпа подростков. Что должен сделать компьютер, управляющий вашей машиной, если затормозить он не успевает: сбить подростков или «остановить» машину о соседний столб, попутно убив водителя и пассажиров?

С такой моральной дилеммой американские ученые обратились к участникам своего нового исследования. Полученные результаты они оформили в научный отчет, который и опубликовали в авторитетном журнале Science. Не буду подробно останавливаться на выводах, обращу внимание на главное: американские ученые исследовали не поведение машин-роботов, а отношение людей к их возможному поведению.

Спустя несколько дней новость об этом исследовании появилась в российских научных изданиях. И вызвала многочисленные споры. Причем русскоязычные диванные научные аналитики, что интересно, стали обсуждать не ответы «подопытных» американцев (что и составляло суть исследования), а варианты поведения автопилотов. Ну на самом деле, что должен делать робот – давить детей или убить своего владельца об стену?

Я не хочу ступать в подобный спор. Он попросту лишен предмета. Дело в том, что перед машиной роботом никогда-никогда не встанет подобной моральной дилеммы. Совсем никогда. Если не верите, я попробую объяснить свою точку зрения.

Первое заблуждение насчет автомобилей-роботов – они появятся в будущем. А те, что есть сейчас – это рабочие макеты для испытаний. Они мало чего могут, но активно «учатся».

Это не совсем так. Серийные и тем более мелкосерийные автомобили-роботы существуют достаточно давно. Эти чудо-машины успешно развозят грузы по внутренним территориям заводов. Служат в армии, в том числе саперами. Наконец, автомобили-роботы способны очень быстро ездить – именно автопилотам сейчас доверяется настройка ходовых качеств новых моделей. Под управлением компьютера машина с бешенной скоростью гоняет по автодрому, а инженеры следят по телеметрии за работой амортизаторов.

Второе заблуждение заключается в том, что автомобили с автопилотом полностью автономны. Они действительно независимы от водителя. Но автопилотирование невозможно без способности машин-роботов общаться. Не с другими водителями, нет. Друг с другом.

Автомобиль-робот знает, куда и с какой скоростью он в данный момент движется. Эту информацию он передает по радиосигналу всем машинам, которые находятся в радиусе нескольких сотен метров. И принимает соотвествующие сигналы. Представьте себе перекресток равнозначных дорог с ограниченной высокими заборами видимостью. Вы еще только подъезжаете к нему, а ваша машина-робот уже «увидела» другого робота, приближающегося из-за поворота и успела договориться с ним о том, кто кого пропускает.

image
Поделитесь с друзьями