Автомобильный журнал

Служба знакомств

Текст: Сергей Иванов
29 мая 2017

Пренеприятнейшая история произошла с жителем Ростова-на-Дону Михаилом Кабацким. Счастливый владелец новенького Porsche 911 Turbo S приехал к местному официальному дилеру на ТО, оставил машину, а когда пришел ее забирать — нашел металлолом. Это сотрудник сервиса так неудачно проехал на автомобиле по каким-то нуждам — не то личным,  не то и впрямь необходимым для технического обслуживания спорткара.

Бывает, скажете вы. И будете правы. Но вот чего быть не должно, так это неготовности сервиса исправлять свою ошибку. По-хорошему, господину Кабацкому надлежало сразу выплатить такую компенсацию, которой хватило бы для замалчивания всей этой истории. А самым громким ее элементом должно было стать увольнение виновного сотрудника — так, чтобы о его неприятностях в каждом российском автосервисе услышали.

Однако все пошло не так: дилер то ли предложил починить машину (которая, судя по фото, восстановлению не подлежит), то ли заменить ее на целую, но бэушную. Сейчас к делу подключилось представительство Porsche в России, так что есть шанс, что конфликт завершится цивилизованно. Но осадочек останется.

Проблема на самом деле куда шире этого отдельного случая. Частная собственность на автомобили в нашей стране стала массовым явлением 50 лет назад — с постройкой АвтоВАЗа. 30 лет назад разрешили кооперацию — то есть частные автосервисы. Однако до сих пор отремонтировать машину — это проблема.

Официальные дилеры — это компании, несущие повышенные расходы. Они работают в чистую, а значит, платят все возможные откупные государству. Они обременены обязательствами перед своими марками, а это создает дополнительные сложности, предусматривающие затратные решения. Наконец, продажи автомобилей в России в последние годы очень низки — чтобы хоть как-то выполнить установленный представительством план продаж, дилеру приходится себе в убыток предлагать скидки.

Это я к тому, что у ростовской компании может в действительности не быть тех 30 миллионов рублей, которые справедливо требует Михаил Кабацкий в качестве компенсации за разбитый 911 Turbo S. Такие деньги берутся из прибыли. Но если прибыли и так нет? Если кредиты уже набраны? Что же — продавать остатки бизнеса, выплачивать всем, кому должен, и жить в бедности? Так может и справедливо, но какой бизнесмен согласится на подобный шаг без борьбы?!

С неофициальными дилерами беда другая. Ценообразование в ремонтных мастерских — штука крайне не прозрачная. Ты продаешь не товар, а работу, причем такую работу, в которой покупатель мало что понимает. В таких условиях главный талант автомеханика — не чинить машину, а запудривать мозги клиенту.