Автомобильный журнал

И дна не видно

Текст: Сергей Иванов
09 августа 2016

У нас для вас очередные плохие новости. Настолько очередные, что как-то даже уже и не горестно. В общем, продажи автомобилей в России продолжили снижение.

В июле жители Российской Федерации купили 109 тысяч новых легковушек, что на 16,6% меньше, чем в тот же период прошлого года. И почти также мало, как в мае этого года – тогда у нас продали 107 тысяч машин, что является худшим показателем более чем за 10 лет.

Вообще, в мае я честно пытался подсчитать, когда же у нас последний раз продавалось так мало машин. Сложность тут в том, что до 2007 года сводная статистика, которую нынче любезно предоставляет Ассоциация европейского бизнеса, не велась. Так вот, у меня получилось, что месячные продажи в 107 тысяч и менее  – это где-то год 2003, может быть 2004. С учетом того, как быстро все меняется в нашей стране – это было чертовски давно.

Главный вопрос, который приходится слышать при каждом обсуждении состояния российского автомобильного рынка: «Ну что, уже дно?». Нет, господа, не дно. Снизу еще постучат. И не раз. Попробую объяснить почему.

Итак, последний раз столько новых машин в России продавалось в 2003 году. При этом экономическая ситуация в стране тогда была даже менее благоприятная, нежели сейчас. Стоимость нефти марки Brent колебалась ниже отметки в 30 долларов, доходы населения были ниже, в общем, Россия только начинала вставать с колен. Выходит, раз сейчас все не так плохо, то мы можем надеяться, что и продажи автомобилей не упадут еще ниже? Как бы не так.

В 2003 году в России было продано примерно 820 тысяч отечественных легковых автомобилей, то есть в среднем по 68 тысяч в месяц. В июле 2016 у нас продали 25 тысяч российских легковушек. С учетом того, что месячные продажи в целом остаются такими же, то нетрудно догадаться, что сейчас в России продается гораздо больше иномарок. При этом иномарки эти – дороже «Жигулей». В 2003 году львиная доля продаж АвтоВАЗа приходилась на «классику» - модели ВАЗ 2104-07, которые стоили тогда дешевле 5 тысяч долларов. Сейчас в России вообще невозможно купить новую машину за такие деньги.

В итоге становится очевидно, что несмотря на то, что в штуках рынок просел до уровня 2003 года, в деньгах мы тратим на покупку машин вдвое больше, чем тогда. Иными словами, нам есть куда падать.

Существует и другая тревожная тенденция. В 2003 году начал стремительно сокращаться импорт в Россию подержанных иномарок: Правительство стало поднимать пошлины, дабы сделать такой бизнес невыгодным. Фактически, это привело к тому, что люди стали покупать либо новый автомобиль либо… ничего. Сейчас пригонять бэушку из Германии или Японии тоже никто не будет. Но за «тучные» годы россияне и так накупили кучу дорогих новых иномарок, которые сейчас активно продаются как подержанные. Иными словами выбор «Новая Lada Vesta, новый Hyundai Solaris или трехлетняя Toyota Camry» - по прежнему актуален. И для «Весты» с «Солярисом» - это плохая новость.

image
Поделитесь с друзьями