Мы сидим в кафе на проспекте Ленина в Сургуте, закусываем французское белое вино сибирской соленой рыбой и готовимся передавать эстафету марафона Peugeot 408 следующей группе журналистов. За проведенную вместе неделю все анекдоты рассказаны, проблемы озвучены, машины оценены, а потому каждый по большей части погружен в собственные мысли. Я, например, размышляю о том, почему в сотнях российских городов сохранились советские названия улиц. Девушка из дилерского центра в Кирове, что раньше был Вяткой, объясняет мне — мол, сложно будет переписывать все документы, менять прописку тысячам жителей. Но мне кажется, дело в другом. Просто Россия остается страной, где победителей не судят. И как бы мы сейчас не относились к большевикам, своих политических противников они победили. Потому в России никогда не будет сотен улиц Горбачева, разрешившего нам заниматься журналистикой, или Александра II Освободителя...
А вот три Peugeot 408, на которых мы сюда приехали — победители? Для французского концерна это вопрос совсем не праздный. Тут сложились два фактора: с одной стороны за Peugeot закрепилась слава стильных, красивых, но ненадежных машин, которые покупают вопреки практическим соображениям. С другой — седан 408 призван играть именно на поле практичности. В его активе огромный салон и багажник, высокий дорожный просвет и «правильный» с точки зрения российских обывателей тип кузова. Чего не хватает? Правильно — надежности. Она не просто должна быть, в ее наличии требуется убедить потенциальных клиентов. Именно для того в российском представительстве автоконцерна и решили организовать столь масштабный марафон с объездом всей дилерской сети марки от Калининграда до Иркутска. Нашей группе предстояло преодолеть участок от Кирова до Сургута, заехав попутно в Пермь, Екатеринбург и Тобольск.
В пути — три машины, которым предстоит проехать суммарно 20 тысяч километров за два месяца. Два топовых седана со 150-сильным бензиновым турбомотором объемом 1,6 литра и шестиступенчатой АКПП. Третий — дизельный, на механике. Дневные перегоны с учетом того, что в каждой машине по два водителя, небольшие — 500-600 км. Увы, мы не учли гостеприимства местных автодилеров. В Перми нас повезли к храму, расположенному на одиноко стоящем холме с потрясающими видами вокруг. Дух захватывало! Одно «но» - от маршрута мы отклонились примерно на 150 км, а впереди лежал путь до Екатеринбурга.
Peugeot 408
В Иркутске пришлось поработать продавцами — за стол в дилерском центре, где нас угощали чаем, усадили пару покупателей, присматривающих себе первую иномарку. Тут-то и выяснилось, что автомобильные журналисты напрочь не умеют продавать — уж больно критичный у нас взгляд, уж очень сложно нам удержаться от заочного сравнения с конкурентами.
Что до самой машины, то самое сложное испытание выпало на первый день пути. Дорога от Кирова до Перми мимо Ижевска не то, чтобы ужасна, но расслабиться не дает: то тут, то там разбитый асфальт и ямы, наскоро засыпанные обычным щебнем. Что хорошо, так это то, что трафика почти нет, а, следовательно, нет и гаишников — можно тестировать вдоволь.
Сам Киров — городок небогатый, но, в целом, ухоженный. Плитка на набережной выложена с невиданным для Москвы качеством, на центральных улицах чисто, дороги укатаны старым асфальтом с новыми заплатками, но в целом вполне приемлемого качества. И повсюду креативные таблички, призывающие к приличному поведению в общественном месте.
Peugeot 408
Пермь — совсем другая! Большой, светлый, цветущий город. И пусть местные жители жалуются на то, что раньше и солнце светило ярче и деревья были выше, но встречают радушно, хотя и с характерными местными особенностями речи: кто смотрел «Реальных пацанов», тот поймет. Но так-то оно да: улицы шире, машины дороже, асфальт ровнее.
Дальше — уже загруженная трасса, основная автомобильная магистраль, соединяющая запад и восток большой страны. Машин больше, обгонять сложнее, дорога не везде хорошая, но активно реконструируется. На въезде в Свердловскую область нас штрафуют за небольшое превышение скорости. Коллега пытается спорить, что нынче нельзя ловить обычным радаром типа «фен» без фотофиксации — Колокольцев запретил. Но на Урале свои авторитеты, что им до Москвы. Зато и местные водители не в пример столице дисциплинированы.
На подъезде к Екатеринбургу — пробки из местных дачников, усугубленные дорожными работами. Но в самом городе, прекрасно спланированном отцами основателями, движение пусть плотное, но рабочее. Раскинувшийся в широкой долине самого низкого участка Уральских гор третий по величине город России встречает милыми особнячками и современными небоскребами. Здесь нет древних строений, но центр красив, полон жизни и не лишен архитектурного вкуса. Чуть выбивается, пожалуй, лишь современный храм, построенный на месте дома Ипатьевых, в подвале которого оборвались жизни последних русских монархов.
Peugeot 408
Что может поразить автомобилиста в Екатеринбурге, так это количество стритрейсеров на улицах ночного города. Дрифт на городских площадях — явление, кажется, привычное. Причем использует местная молодежь для этого не только естественные праворульные спорткары вроде Nissan Silvia, но и... BMW M5 прежних поколений. Далековато забрались баварцы от Мюнхена!
Дорога до Тюмени полна трафика и протекает медленно. Сам город славы Сергея Семеновича мы проезжаем насквозь — сюда вернется другая группа журналистов. Впрочем, и беглого знакомства хватило, чтобы оценить хаотичность движения, неотрегулированность светофоров и устаревшую дорожную инфраструктуру.
Тюмень, которая у москвичей ассоциируется чуть ли не с крайним севером, на деле оказалась сельскохозяйственным регионом: окрестные поля засеяны злаковыми или используются как пастбища. Но мы сворачиваем на север и уже через сотню километров пейзажи меняются: по обочинам вдаль уходит заболоченная западносибирская тайга. Невольно ловишь себя на мысли: о чем думали нацистские оккупанты, планировавшие блицкриг советской России? Ну взяли бы они Москву, перевалили бы через Урал и что? Каково воевать в этих лесах? И как тут можно побеждать?
Peugeot 408
Ели все чаще сменяются пихтами, березы и ивы — тополями, а над зеленым морем тайги то тут, то там метров на пять возвышаются круглые макушки сибирских кедров. Впереди город Тобольск, некогда восточная столица российского государства.
Сам Тобольск был крупнейшим городом Сибири в течение нескольких веков, но после прокладки Транссибирской магистрали, прошедшей южнее, через Тюмень, он начал приходить в запустение. Сейчас, впрочем, жизнь вновь идет вверх, благодаря развитию химического производства. Туристов тут поразит старинный и очень красивый кремль, а разочаруют местные рестораны: цены в них не очень высокие, но меню пахнет советским прошлым, а выбор вин напоминает об ассортименте уличных ларьков из 90-х.
Наконец, финальная дорога до Сургута. Пожалуй, это самая качественная трасса на всем маршруте. То тут, то там встречаются съезды с указателями номеров нефтяных и газовых вышек, а навстречу попеременно попадаются КАМАЗы с деталями бурового оборудования и «Лэнд Крузеры». По обочинам — переделанные из кузовов старых Газелей домики с печками-буржуйками, в которых продают кедровые орехи, муксуна и прочие северные деликатесы.
В самом Сургуте жизнь бъет ключем, много приезжих, в том числе иностранцев, чисто, но... дорого. Гостиницы стоят почти московских денег, в ресторанах тоже вспоминаешь столицу. Несмотря на ухоженность улиц, местные жители жалуются: город, дающий стране треть всей нефти, мог бы жить и побогаче.
Peugeot 408
Вот и конец путешествия. Так что же машины, спросите вы? С поставленной задачей они, несомненно, справились. Peugeot 408 оказался действительно просторным автомобилем с качественной отделкой, довольно плавным ходом и, главное, непробиваемой на наших дорогах подвеской. 150-сильный бензиновый мотор и шестиступенчатый автомат — отличное сочетание для комфортной и динамичной езды, но стоит такая модификация немало, да и аппетит у нее хороший. Дизель и ручка — еше приятнее, по крайней мере на трассе. С ним автомобиль лишь чуть-чуть медленнее, но заметно экономичнее и не менее комфортен.
Недостатки? Скорее их можно назвать компромиссами. В погоне за плавностью хода и энергоемкостью подвески инженеры принесли в жертву управляемость: рулится машина неплохо, но не более того. Да и богатство комплектации, которую мы могли оценить, упирается в цену — большинство покупателей наверняка предпочтут варианты поскромнее. Но в целом, Peugeot доказал главное: при желании, французы могут сделать машину и под российские вкусы, и в соответствии с нашими требованиями к надежности. Практичный автомобиль!