image Автомобильный журнал Автомобильный журнал

Toyota RAV4: Глобалист

21 февраля 2013
Текст: Сергей Иванов
Фотографии: carTimes.ru

Кажется, я знаю, кого позову, если надумаю грабить банк. С коллегой мы договорились ехать на двух машинах — он впереди, я за ним. При этом маршрут был задан лишь в его навигаторе. Как же здорово он уходил от моей «погони»: то на круговом движении в последний момент ринется под автобус, не оставляя мне шансов последовать за ним, то проедет подряд пару светофоров на красный… В какой-то момент его навигатор окончательно дал сбой, и мы оказались на каменистой дороге в тени оливковых деревьев. Что же, все к лучшему: серьезных внедорожных испытаний для нового RAV4 на презентации в Каталонии организаторы не предусмотрели.

Нового RAV4 российский рынок ждал давно. В Toyota эту машину называют родоначальником класса компактных SUV. Утверждение спорное, но маленьких кроссоверов с независимой задней подвеской и поперечно расположенным мотором в мире до RAV4 действительно не было. А сейчас в компании насчитали уже 19 подобных машин от разных автопроизводителей. Воевать против них с продуктом шестилетней давности — дело непростое, и все же Toyota сохраняла достойную долю рынка. И вот — новый автомобиль, который должен разъяснить всяким корейским и европейским выскочкам, кто в классе хозяин.

RAV4_on-road

Toyota RAV4 IV

Гляжу я на RAV4 последнего поколения, как баран на новые ворота, и понимаю, что есть вещи, которые не меняются. Одна из них — подход дизайнеров Toyota к своей работе. Кроссовер явно рисовали таким, чтобы он нравился большинству покупателей, желательно на всех континентах мира. Сзади — вроде придавленный Pajero Sport, спереди — сжатая с боков Camry… но в целом получилось гармонично и явно не некрасиво. Этого стилисты, похоже, и добивались.

В кармане — ключи от дизельной версии с 2,2-литровым 150-сильным мотором и автоматом. Да-да, такой силовой агрегат отныне будет доступен и в России! Двигатель не совсем нов — европейцам он доступен уже не первый год. Значит, обкатать его успели. Тем интереснее!

Сажусь в салон и вспоминаю все японские автомобили сразу. С поправкой на 2013 год, конечно — никакого ретроградства тут не встретишь. Первое, что безоговорочно нравится, это посадка. Сидишь высоко, но не вертикально, не по-автобусному. Словно в хетчбэке, который воспарил над дорогой. Кресло с развитой боковой поддержкой и удачным профилем спинки потрясающе удобно. Даже типичная для многих японцев и корейцев страсть делать подушки сидений короткими RAV4 миновала. Расположение органов управления вопросов не вызывает — сложно тянуться лишь к редко используемым клавишам, вроде блокировки муфты или активации Hill Assist. Качество материалов… как и во многих японских машинах, приборная панель здесь выполнена из дешевого на вид и жесткого на ощупь пластика, но в тех местах, где ее обычно касается рука человека, она обшита мягкой искусственной кожей.

RAV4-interior

Toyota RAV4 IV

Сзади стало просторно, но за рамки класса автомобиль не вышел. Багажник в российской версии будет скромнее, чем в европейской — чуть более 506 литров, что все равно превышает показатели предыдущий модели. Почему у европейцев еще просторнее? Да потому, что их обделили полноразмерным запасным колесом! Ладно, хватит лазить да щупать — пора за руль.

RAV4-boot

Toyota RAV4 IV

Дизель вздрагивает под капотом, но на холостых оборотах почти затихает — в салоне его слышно лишь если отрыты окна. Селектор в Drive, газ — в пол! Разгон ожидаемо хорош, но газовать до предела в большинстве случаев и не надо — агрегат на тяжелом топливе тянет и с малых оборотов. Автомат, как второклассник, немного задумывается при пересчете ступеней, но спустя секунду выдает правильный и точный ответ. В общем — идиллия!

Самое первое впечатление за рулем — что машина мягкая и даже валкая. Но это самообман — на самом деле RAV4 с минимальными кренами проходит повороты.  Ощущение валкости создает… рулевое управление: электроусилитель здесь настроен так, что баранка все время стремится вернуться в ноль, словно кроссовер накренен до предела. Причем обман настолько  правдив, что ему невольно веришь!

В действительности, о валкости нет и речи — толщина переднего стабилизатора поперечной устойчивости превышает 2,5 см! Подвеску правильнее характеризовать такими словами, как «упругая» и «собранная». Здесь нет картинговой жесткости и резкости, зато присутствует достаточная плавность хода и отличная энергоемкость. Это мы и проверили на сельской дороге, проложенной тракторами — налетел на кочку, тебя качнуло, но на удары и тем более пробои нет и намека!

Но на асфальте Toyota остается собой. Да, управляемость стала лучше, но в приоритете, как и прежде, надежность и безопасность. Автомобиль не провоцирует на хулиганства, ну а если проявить настойчивость, станет безопасно скользить наружу передними колесами. С последним, впрочем, кое-что сделать можно: на панели приборов появилась волшебная кнопка Sport, которая не только обостряет реакции на нажатие педали газа, но и активирует систему полного привода: если раньше машина на асфальте до последнего оставалась переднеприводной, то теперь стоит повернуть руль, как часть крутящего момента перебрасывается назад, делая управляемость более нейтральной. И на серпантинах это действительно работает!

И все же, главное достоинство шасси не в абсолютной скорости, которую автомобиль может показать в руках опытного гонщика на трассе, а в уверенности и честном чувстве безопасности, которое он внушает обычному водителю. А это значит, что большинству российских автомобилистов понравятся именно такие настройки. Учитывая, к тому же, всеядность подвески, можно не сомневаться: по нашим дорогам будущие владельцы RAV4 станут ездить быстро.

RAV4-country

Toyota RAV4 IV

Еще лучше, если сидишь за рулем бензиновой версии с мотором объемом 2,5 литра и мощностью 180 л.с. Ее в Испанию привезли специально для русских журналистов, в странах Евросоюза такого силового агрегата не будет. По динамике кроссовер с таким двигателем не намного быстрее дизельной версии, но благодаря эластичности бензинового мотора управлять тягой легче. К тому же нагрузка на переднюю ось тут явно ниже, в результате чего управляемость лучше. Да и цена на бензиновые комплектации заметно ниже, чем на дизельные. Одно но — расход топлива при активной загородной езде составляет 13 литров бензина против 8 литров солярки…

Чем больше каталонских километров остается в зеркале заднего вида, тем меньше хочется прощаться с машиной. Увы, отдать ключи и подвести итоги все же придется. RAV4 воплотил в себе все лучшее, что ждешь от Toyota, оставшись верным ценностям марки. Неслучайно на его презентации из уст инженеров так часто звучало слово «баланс». Пусть одни конкуренты делают ставку на лучшие в классе драйверские качества, проигрывая в остальных номинациях, пусть другие подкупают плавностью хода в ущерб управляемости — Toyota пытается угодить всем и сразу, причем в глобальных масштабах. И, судя по тому, что марка вновь вышла на первое место в мире, ей это удается.

Характетистики Toyota RAV4 2.5 АКПП (2.2 дизель АКПП)

Длина, мм4570
Ширина, мм1845
Высота, мм1670
Объем двигателя, см32494 (2231)
Мощность, л.с.180 (150)
Крутящий момент, Нм233 (340)
Разгон 0-100 км/ч с9,4 (10)
Максимальна скорость, км/ч         180 (185)
Средний расход топлива, л на 100 км                 8,5 (6,5)
Минимальная стоимость, руб1 миллион 470 тысяч (1 миллион 460тысч)

Галерея Toyota RAV4 IV