Автомобильный журнал Автомобильный журнал

Робот, не губи!

Текст: Сергей Иванов
20 марта 2018

В США, штате Аризона, произошла трагедия. Автомобиль сбил пешехода – спустя несколько часов пострадавшая скончалась в больнице.

Ежегодно на дорогах США гибнет более 30 тысяч человек. В России, к слову, примерно столько же – но у нас при этом значительно меньше машин, дорог и людей. Однако именно этот несчастный случай привлек внимание общества. Дело в том, что авария произошла в момент, когда машина двигалась на автопилоте.  И это первый подобный случай в истории.

Речь об испытаниях беспилотных технологий, которые в Аризоне, с разрешения местных властей проводит Uber. За рулем при этом сидит человек, однако его задача – вмешиваться в управление только в крайнем случае. Машиной управляет компьютер.

Трагедия произошла вечером. Судя по всему 49-летняя Элейн Херцберг шла по середине проезжей части, ведя рядом свой велосипед, на котором висели пластиковые пакеты с вещами. Велосипедистам разрешается передвигаться по проезжей части, но именно передвигаться на нем, а не вести его рядом. Более того, до последнего момента жертва находилась в тени, и сама вышла на освещенную полосу движения прямо перед аварией.

Специально переоборудованный Volvo XC90 двигался сзади на автопилоте со скоростью 64 км/ч. Официальную причину аварии предстоит выяснить следствию. Полиция лишь отметила, что погодные условия были благоприятными и что они не обнаружили следов торможения.  Позже выяснилось, что автопилот даже не успел предупредить водителя об опасности – первым звуком, раздавшимся в салоне, был звук удара.

Смерть Элейн Херцберг спровоцировала очередные дискуссии о безопасности беспилотных машин. Сейчас такие автомобили запрещены вовсе: по закону водитель должен всегда находиться за рулем и, более того, держать руль руками. Именно он несет ответственность, в том числе уголовную в случае ДТП. В некоторых странах и регионах, в частности в Аризоне, испытателям разрешается тестировать беспилотники не касаясь руля – но все равно водитель должен быть на своем месте.

Однако развитие робототехники уже сейчас провоцирует разговоры о том, что законодательство в скором времени придется менять. Так разрешать роботам водить машины или нет?

На мой взгляд, вопрос стоит несколько шире. А возможно ли вообще водить машину таким образом, чтобы полностью избегать аварий? Возможно ли полностью контролировать дорожную ситуацию. Предвидеть, что идущий по обочине человек с велосипедом в любой момент может споткнуться и упасть под колеса? И быть готовым избежать наезда на пешехода?


 
Украшения стендов

Среди электромобилей, представленных на ММАС, были и типичные «украшения стендов» - машины реально существующие, но обозначающие скорее направление развития, чем реальный коммерческий проект.

Электромобили - настоящие и не очень

Продолжаем рассказывать о электрических концептах московского автосалона.

ММАС - Электромелочь

Чтобы увеличить пробег, динамику и скорость электромобиля можно изобрести аккумуляторы получше. Но это сложно. А можно пойти другим путем - сделать машину меньше и легче. Как показывает ММАС-2012, задача вполне решаемая.

ММАС - смотрим в будущее

Московский Международный Автомобильный Салон (ММАС) - в этом году предоставляет собой большую, весьма представительную выставку.

Сам себе водитель

Предлагаем ознакомиться с еще парой систем, позволяющих реализовать идею автоматического управления и при этом использующихся на серийных моделях.