Автомобильный журнал

GM расправил плечи

Текст: Сергей Иванов
19 марта 2015

Вчера американский концерн General Motors объявил о прекращении продаж автомобилей массового сегмента в России. Речь идет обо всем модельном ряде Opel, а также о доступных автомобилях Chevrolet. Исключение сделали лишь для премиальной марки Cadillac и для дорогих моделей Chevy — спорткаров Camaro и Corvette, а также внедорожника Tahoe.

Это известие вызвало шок на автомобильном рынке. Казалось бы, что такого: ну уходит один из автопроизводителей? Вот, SEAT еще по осени ушел. Только GM- не SEAT. Это один из крупнейших автоконцернов в мире, который одним из первых начал поставлять и выпускать машины в России.

В 90-е, которые в последнее время было принято называть «лихими», GM организовал первое иностранное производство в нашей стране — елабужский завод по сборке внедорожников Blazer. В те же 90-е в Ростове группа «Донинвест» начала делать машины Daewoo – прямых предков современной бюджетной линейки Chevrolet.

GM присутствовал на российском рынке в годы, когда тысяча проданных иномарок в год считалось большим успехом. Для сравнения, только за два месяца текущего, кризисного года в России было продано более 8 тысяч автомобилей Chevrolet и Opel!

По старой американской традиции, General Motors – это акционерное общество, акции которого торгуются на бирже. А значит, согласно уставу и законам, руководство концерна обязано публично информировать всех, кто купил или собирается купить их акции о последствиях такого масштабного шага, как уход с российского рынка. Они это сделали: чистый убыток от такого решения в GM оценили в 600 миллионов долларов. Для понимания, примерно в такую же сумму современным автоконцернам обходится разработка, испытания и  запуск в производство новой модели автомобиля.

В России GM закрывает свой завод в Санкт-Петербурге, увольняя тысячи рабочих. Прекращается контрактная сборка автомобилей на ГАЗе. Завод GM-АвтоВАЗ, который в Тольятти выпускает Chevrolet Niva, пока продолжит работу, но все инвестиции в машину нового поколения (ее концепт был представлен в августе и полюбился публике) прекращены. Фактически, это означает, что смерть GM-АвтоВАЗ не отменили, а всего лишь отложили.

В самом концерне GM такой шаг объясняют желанием оптимизировать свой бизнес в Европе, выведя его из затянувшейся убыточности. Сомнительное объяснение! Россия всегда считалась самым перспективным из европейских рынков, на котором место есть для всех. Огромное население, огромные территории, малочисленный автопарк — вот слагаемые, которые, как долгое время верили в GM, в сумме сложится успех. И он слагался! В отличие от Западной Европы, Россия долгое время приносила концерну прибыль.

image
Поделитесь с друзьями