Автомобильный журнал

Aston Martin – сто лет без конвейера


Астон Мартин (Aston Martin) – британская автомобильная компания, которая славится своими дорогими машинами спортивного класса. Это автомобильный символ Британии – недаром на Aston Martin ездит суперагент Джеймс Бонд!

История этой компании началась еще в 1914 году, и началась сразу со спорткара. Первый автомобиль построили два автомобильных энтузиаста - Лайонел Мартин и Роберт Бамфорд. Увлеченные гонщики, они собрали легкий автомобиль на шасси итальянской Isotta Fraschini с 1,4 литровым мотором Coventry-Simples и назвали ее в честь победы Лайонела Мартина в гонке на холме Астон Клинтон (Aston Clinton). Так появился бренд Aston Martin.

Следующая машина появилась через пять лет, в 1919 году, а уже через год партнерам пришла мысль о серийном производстве удачной конструкции. В те годы Aston Martin не являлся сколько-нибудь успешным коммерческим предприятием – это была мастерская спортивных машин, которую содержали спонсоры – состоятельные джентльмены, которые, согласно моде начала позапрошлого века, увлекались автомобильными гонками.

Интерес поддерживали регулярные спортивные победы Aston Martin в гонках национального масштаба. Это было прекрасное, романтичное время спорта, побед и поражений, и выносимого их них спортивного и инженерного опыта. О пошлой прибыли никто не думал - это было недостойно настоящего джентльмена.

Все изменилось, когда на гонке в Монце в 1924 году трагически разбился граф Луи Зборовски, один из главных спонсоров компании. Лишившись щедрых денежных пожертвований, партнеры моментально оказались на грани банкротства. От романтического служения чистому спорту пришлось отказаться, и фирма была продана инженеру W.S. Renwick всего за 6 тысяч фунтов.

Вместе со своим компаньоном Чезаре Бертелли, Ренуик сумел поставить производство машин на крепкую коммерческую основу. Не лишенный инженерного таланта, он спроектировал новый полуторалитровый мотор с верхним распредвалом, который практически без изменений ставился на все модели  Aston-Martin в течении десяти лет. Зато новые модели стали выпускаться чуть ли не ежегодно, да и спорту внимание уделялось: новые владельцы поняли, что гонки – лучшая реклама. Больших побед машины не снискали, но выступали вполне достойно, в том числе и на представительной гонке «24 часа Ле-Мана», где неплохо показал себя Aston-Martin Ulster.