Автомобильный журнал

Только спокойствие

17 января 2013 13:37
image
Поделитесь с друзьями

Есть новый рекорд! С таким лозунгом сразу после объявления о результатах продаж новых автомобилей в 2012 году вышли почти все информагентства.  Формально к новостному поводу придраться сложно – за 12 месяцев в нашей стране было реализовано 2 миллиона 935 тысяч новых легковых и коммерческих машин, что чуть больше, чем в докризисном 2008 году. И правда, столько россияне не покупали никогда. Впрочем, тема пресс-конференции, устроенной комитетом автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (именно она ведет в России учет), была несколько иной – удержимся ли?

Прошлый год начинался за здравие – в первые месяцы продажи машин заметно превосходили показатели 2011 года. Но осенью поток покупателей сократился и, чтобы удержать продажи на заданном уровне, компаниям пришлось объявлять скидки и спецпредложения. В декабре реализация автомобилей выросла на 1 процент по сравнению с 2011 годом и многими это было воспринято как грандиозный успех. Что будет, когда запас машин 2012 года выпуска иссякнет, пока не совсем ясно.

Продажи Топ-10 самых успешных автомобильных брендов в России

Бренд20122011%
Lada537625                       
578387                           
-7
Chevrolet                         
20504217348418
Renault18985215473423
KIA18733015287323
Hyundai1742861634477
VW16470211800340
Nissan15374713882711
Toyota15304711950528
Ford13080911803111
Skoda990627407434

Впрочем, участникам рынка было приятнее говорить о хорошем. Каких-либо новых тенденций 2012 год не принес, зато уже существовавшие ранее тренды укрепились. Если судить по статистике, то самыми быстрорастущими сегментами являются компактные седаны и компактные же внедорожники. Причем слово «компактные» в данном контексте правильнее было бы читать как «дешевые» — вряд ли есть другая причина, почему в России выбирают машины небольших размеров, кроме цены.

Герои года – парочка Hyundai Solaris и Kia Rio, отечественные Lada Granta и Priora, а также Renault Duster, Chevrolet Niva и Nissan Qashqai – символы доступных внедорожников. Если чиновники всерьез не возьмутся за массовое дорожное строительство (что вряд ли), то уже нынешнее поколение автомобилистов застанет то время, когда кроссоверы станут доминировать на отечественных «направлениях». Если судить по спросу и очередям на тот же Duster, то, кажется, удовлетворить спрос на подобную технику заводам удастся еще не скоро.

Продажи самых популярных моделей автомобилей

Модель20122011%
Lada Priora125951138697-9
Lada Granta121151102311743
Lada Kalina119890                      
142930                      
-16
Hyundai Solaris1107769724314
Ford Focus922198245712
Kia Rio847304985870
Volkswagen Polo               
693855210033
Lada Samara67971122473-45
Chevrolet Cruze63181371068
Chevrolet Niva59331544259

Вместе с тем, несколько сдали машины гольф-класса. Ford Focus, который когда-то считался чуть ли не стандартом для людей среднего достатка, скатился на  пятое  место и это лучший результат в сегменте. Еще больше просели седаны класса «D» — популярные прежде «Пассаты», «Вектры» и «Мазды шестерки» сейчас не столь актуальны. Впрочем, это старая тенденция:  такие машины, как Renault Laguna, Toyota Avensis или Nissan Primera и вовсе ушли с рынка, а Honda Accord и Ford Mondeo переползли в более высокий класс.

Динамика сегментов автомобильного рынка

КлассДоля на рынкеИзменение доли в 2012
Компактные автомобили39,5%-7%
Компактные внедорожники22,2%+4%
Гольф-класс13,1%+2,4
Среднеразмерные внедорожники    
5,3%+0,4%
Среднеразмерные автомобили5,1%+0,4
Премиум-класс3,0%+0,5
Класс мини1,9%-0,3%
Большие внедорожники1,1%+0,2%
Компактвэны0,9%+0,2%
Минивэны гольф-класса0,6%-0,2%
Люкс-бренды0,2%0%
Спорткары0,1%0%
Полноразмерные минивэны0,1%0%
Пикапы0,8+0,1%
Коммерческие автомобили6,1%-0,7%

И все же главный вопрос – это что ждет нас в новом году?  Однозначного ответа на него нет.  Еще страшнее, что никто точно не может ответить и на вопрос, почему вообще замедлился рост продаж в конце года текущего? На насыщение рынка это не похоже – да, в крупных городах машин и так стало больше, чем достаточно, но в регионах нехватка автотранспорта по-прежнему существует.

По словам главы комитета автопроизводителей и по совместительству руководителя российского подразделения Mazda Йорга Шрайбера, участники рынка склонны видеть причину в настороженности покупателей, напуганных ухудшением экономической ситуации в мире. Действительно, в Европе продажи новых машин в 2012 году упали на 20 процентов, так что нам грех жаловаться.  Если господин Шрайбер прав, то можно говорить об отложенном спросе, который рано или поздно выстрелит лавинообразным ростом продаж. Впрочем, все может оказаться куда плачевнее.

Самое интересное – это прогнозы участников рынка на год 2013. И они разошлись от 2,8 до 3,1миллиона автомобилей. В среднем получается цифра в 2,9 миллиона – это уровень 2012 года. Выходит, что нас ждет первый в истории российского авторынка стабильный год – раньше продажи либо резко росли, либо так же резко падали.

Что это значит? То, что как автоконцерны, так и дилеры наконец начнут уделять большое внимание не только отгрузке машин или ликвидации складов, но и качеству обслуживания клиентов. В условиях ужесточения конкуренции продавцам придется быть максимально вежливыми с покупателями. И этому, пожалуй, стоит радоваться.

Ну и напоследок, наш собственный список из пяти компаний, которые в новом году увеличат свои доли рынка:

Renault. У французов сразу три козыря. Во-первых, спрос на Duster ограничивается производственными способностями завода и в новом году они возрастут. Ну, а во-вторых – ждем появления новых Logan и Sandero, которые отныне стали не только практичными, но и довольно привлекательными внешне. Наконец, на подходе компактный кроссовер Captur – своих покупателей он наверняка найдет.

Dacia-Logan-2013

Logan

Toyota. У японцев сразу несколько значимых новинок – RAV4, Venza, Corolla. Все они, очевидно, придутся по вкусу отечественным покупателям. Весь вопрос в цене – локально выпускается лишь Camry, все остальное приходится растамаживать и платить утилизационный сбор.

toyota_rav4_2013

Toyota RAV4

Nissan. Двигатель торговли – новый седан Almera, собранный на АвтоВАЗе. Ничем не примечательная по части техники машина привлекает ценой. Остальные составляющие успеха в виде набирающих популярность кроссоверов у Nissan и так присутствуют

 

almera_2012 

        

Nissan Almera

Peugeot. В 2012 году французские львы продавались так же, как и годом ранее. И это, скорее, недоразумение. Набирает обороты седан 408, ожидается модель 301, наконец у компании появился стильный компактный кроссовер 4008 – чем не повод заставить конкурентов понервничать?

range_rover_2013

Range Rover

Land Rover. В прошлом году марка выросла в России сразу на 44% — понятно, что в этом заслуга кроссовера Evoque. Он и дальше будет пользоваться спросом, а на подмогу уже поспевает тяжелая артиллерия – новый Range Rover и будущий Range Rover Sport.

image
Подпишитесь на канал в Яндекс.Дзен Подписаться
Текст: Сергей Иванов
Фото: carTimes.ru
image
Поделитесь с друзьями
CarTimes.TV: Парижский автосалон
CarTimes.TV: Парижский автосалон
CarTimes.TV: BMW X6
CarTimes.TV: BMW X6
CarTimes.TV: MINI 5d
CarTimes.TV: MINI 5d
CarTimes.TV: BMW i8
CarTimes.TV: BMW i8
CarTimes.TV: Subaru Outback
CarTimes.TV: Subaru Outback
У нас есть значительная фора по времени

Исполнительный директор MMC Rus Андрей Панков — главный по электромобилям в России. В беседе с CarTimes.ru господин Панков рассказал об удовольствии за рулем, важности бизнес-связей и электрическом будущем легендарного Mitsubishi Pajero.

05 февраля 2014
Россию характеризует слово «непредсказуемость»

Артем Гусаров работает в автомобильном бизнесе уже более 15 лет, последние два из которых — в должности управляющего директора KIA Motor RUS. Ради этой должности он вернулся из Европы, где возглавлял бренд Chevrolet. В беседе с CarTimes.Ru, господин Гусаров рассказал, что стало причиной его возвращения, почему KIA удается увеличивать продажи на падающем российском рынке и где лучше готовят корейские блюда.

12 августа 2013
Вместе и порознь

Президент Peugeot Максим Пика и глава Citroen Фредерик Банзе о будущем французских брендов

13 июня 2013