Автомобильный журнал

Когда строили коммунизм, а получилось хорошо

23 ноября 2017 13:19
image
Поделитесь с друзьями

– Давно вы построили этот исследовательский центр? – спрашиваю я. Китаянка, представившаяся именем Галина, на секунду задумывается, вспоминая русские цифры. И отвечает:

– Да, давно, в 2013 году. Давно!

Я в Китае, по приглашению концерна Geely. Зачем меня сюда привезли? Если коротко, то показать, что в современной Поднебесной уже сейчас есть как минимум один автопроизводитель мирового уровня. Собственно, президент компании господин Ань Цуйхуэй на встрече с нами так и заявил: наши конкуренты – это Toyota и Volkswagen, а цель – потеснить их на мировых рынках. Ни много ни мало.

Вообще в Китае своеобразное представление о мерах вещей. «Я из маленького города», – говорит мне Галина. – «Где-то два миллиона жителей всего». Ну да, я понимаю. Маленький.  И 2013 год давно был.

Страна очень быстро строится. Рядом с кварталами местных "хрущевок" (мы их прозвали дэнсяопинками, хотя я не уверен, что это фактически верно) возвышаются жилые небоскребы в 30+ этажей. И все это тонет в зелени – китайцы сажают деревья на каждом клочке земли.

Впрочем, я приехал в Китай не для того, чтобы смотреть на 27-миллионный город с высоты Sanghai Tower – хотя и это впечатляет. Нас, журналистов, сажают в автобус и везут в город Нинбо, где у Geely построен исследовательский центр. Первый раз в жизни меня просят пристегнуться в туристическом автобусе – таковы современные представления китайцев о безопасности.

Промышленные районы Нинбо – такие же хмурые, как и всякие заводские постройки в любой части мира. Если Нижний Тагил или Набережные Челны отмыть и отремонтировать фасады, то внешне будет примерно так же. Разница внутри. Китайцы любят деревья, и Geely – не исключение. Вдоль дорожек, проложенных между исследовательскими корпусами, высажены местные акации. Их подпирают специальные деревянные шесты – дабы свежепосаженное дерево не вырвало тайфуном.

Эти подпорки – примета современного Китая. Они встречаются повсюду, почти под каждым деревом, и означают одно – все это было посажено и построено лишь пару лет назад. Не успело даже укорениться. Вот и исследовательский центр Geely – новый, еще не укоренившийся.

Здесь несколько помещений. В одном на стендах гоняют моторы – одновременно штук 50. В другом испытывают подвески: просто зажимают кузов готовой машины тисками и начинают гидравлическими приводами по-всякому дергать колеса. В третьем, напоминающем музыкальную студию, замеряют уровень шумов.

3

Оборудование – преимущественно европейское, реже японское или американское. Но в Китае уже строят заводы, где станут делать подобные стенды самостоятельно. И, глядя на все это, я понимаю, почему первые китайские автомобили (помните Geely Otaka, что десять лет назад привозила в Россию компания Инком-Авто?) были настолько... эмм… посредственны.

Китайцы зашли в автопром, имея лишь подобие настоящих цехов, молотки, гаечные ключи и неудержимый энтузиазм. И в течение десяти лет построили современные исследовательские центры, дизайн-студии и испытательные полигоны. Поэтому первые машины были дешевыми и плохими. А современные, разработанные уже на совсем иной технической базе, стали дорогими и…

Нам дали прокатиться на кроссовере, который в России будет называться Geely Atlas. Это классический «паркетник», по габаритам близкий к Mitsubishi Outlander. Вершина внедорожного модельного ряда Geely.

Конструкция традиционна. Поперечный мотор спереди, передний привод по умолчанию и полный (опция) через электромеханическую муфту. Мотор 1.8 с турбронаддувом делался с оглядкой на Volkswagen: при входе в испытательный зал двигателей Geely висят графики мощности и крутящего момента собственного мотора и аналога от VW – график явно в пользу «китайца». Классический шестиступенчатый автомат – тоже собственной разработки: в Китае, как и в России, нередки пробки, в которых роботизированные трансмиссии зарекомендовали себя не с лучшей стороны.

На окраине Нинбо скоро будет новый жилой массив. Пока же – сетка пустующих автодорог, вдоль которых уже уложена тротуарная плитка и посажены деревья. Даже лежачие полицейские есть! Осталось построить дома. Это, вообще, здравая мысль: строить дороги и лишь потом дома, а не наоборот.

Нас пускают за руль, дабы опробовать Atlas в условиях такого вот стерильного города. Ну, что сказать? Разгоняется. Тормозит. Поворачивает. В меру жестко проходит «лежаки».  На первый взгляд – нормальный автомобиль без скидок на экзотическое происхождение.

На месте удается получше изучить машину. Интерьер – классный. Он не просто не пахнет таблицей Менделеева, как салоны былых «китайцев», а радует отличными отделочными материалами. Пожалуй, Geely можно ставить в один ряд с Renault Koleos и даже Peugeot 3008, а там уже и до премиума недалеко. Серьезно, японцы и корейцы в категории «Качество отделки салона» превзойдены!

Еще удивительнее, что всем этим удобно пользоваться. Отличное сиденье, удобные органы управления, понятная мультимедийная система. Могут, когда захотят!

А почему, собственно, нет? В дизайн-центре на руководящих позициях – европейцы. За качество отвечает пожилой японец, ранее работавший в Mazda. А отдел разработки возглавляет швед из Volvo.

2

Пожалуй, Geely Atlas не хватает лишь своего лица. Характера. Яркий дизайн? Скорее спокойный. Выраженный спортивный характер? Ну, что вы, конечно нет! Потрясающая плавность хода ценой крена в 45 градусов в поворотах? Тоже нет. А есть максимально усредненный автомобиль. Хороший, но… скучноватый.

И дорогой. Цены пока не объявлены, но о сегменте Lada или даже Renault Duster и не помышляйте. Хорошо, если будет процентов на 10 дешевле Volkswagen Tiguan или Toyota RAV4. Вы готовы столько платить за «китайца»? Ну, не платите, честно отвечает президент Geely Ань Цуйхуэй. Мол, цифры продаж в России для нас сейчас не главное – хватает спроса в Поднебесной. Покорение мира должно состояться несколькими годами позже. Пока же, дорогие россияне, присмотритесь, пощупайте, попробуйте. Привыкните, что Geely может быть очень качественным. А как привыкнете, так и поговорим.

Вообще, главный вопрос – а за чей счет банкет? Продажи и производственные мощности Geely за прошедшие годы увеличились в несколько раз. Построены новые заводы, исследовательские центры, дизайн-студии. Наняты инженеры со всего мира, в том числе и из России.

Но и это еще не все – простите мне фразу из телемагазина. Китайцами куплены Volvo и Lotus. А также менее известные фирмы – малазийский Proton, производитель лондонских такси London Cab и даже американский стартап по выпуску летающих машин Terrafugia!

Geely – самый крупный китайский автопроизводитель, который в этом году продаст более миллиона машин. В Поднебесной он сейчас занимает четвертую строчку по продажам, уступая Volkswagen, GM и Toyota. Пока уступая – тот же Atlas уже сейчас обогнал VW Tiguan и KIA Sportage при сравнимой стоимости.

О деньгах китайцы говорят неохотно, но тут не надо быть Адамом Смитом, чтобы понять – построить так много и так быстро на деньги от продаж всего сотен тысяч машин в год попросту нереально. И здесь кроется, на мой взгляд, главный козырь китайской промышленности в целом и Geely – в частности. Китай предоставляет великолепные возможности по привлечению инвестиций. Есть идея, есть четкий план действий – есть деньги. Вот почему именно китайские компании сейчас развиваются быстрее всего.  Возможно, в будущем их ждет кризис перепроизводства. Но это будущее пока не наступило.

Штаб-квартира компании расположена в Ханчжоу – прекрасном современном мегаполисе с населением «всего» в 9 млн человек. Высокие блестящие новостройки с окнами в пол вырастают словно прямо из парков, а зеленые лианы обвивают эстакады дорог будто декорации из светлого постапокалиптического будущего, в котором человек не мешает природе. И среди всего этого буржуазного рая – красные транспаранты с желтыми иероглифами лозунгов руководящей и направляющей компартии.

Китай так рьяно строил коммунизм, что построил, пожалуй, самую эффективную рыночную экономику в мире. Что до китайских машин…

Пока у традиционных автоконцернов есть перед китайцами одно преимущество. И это – страсть.  У моего деда была машина. У моего отца была машина. Я рос с мечтой сесть за руль. И не только я. Но и инженер какого-нибудь Opel. Или Ford. И тем более Alfa Romeo. Машина – это не только ездить. Это еще и удовольствие. Китайские автомобилисты, которые только-только пересели с велосипедов в машины, кажется, не очень это понимают.

В Поднебесной нет мощных машин, разве что Tesla. Но даже за рулем Tesla никто не срывается со светофора. В городах вообще не увидишь, чтобы кто-то разгонялся быстрее 50 км/ч. Для передвижения из пункта А в пункт Б это не нужно. Вот почему двигатель того же Geely Atlas достаточно мощный, но именно что «достаточно». Китайцы искренне удивляются, что в России Tesla любят не за экологичность, а за динамичный разгон. Зачем?!

Так что Jaguar, Mercedes и Ferrari еще поживут. Да и какое до них дело концерну Geely? В Китае 1,3 миллиарда потенциальных покупателей. Оставим старушке Европе ее собственную автомобильную культуру. И будем строить новые заводы. В центре мира, под небесами.

image
Подпишитесь на канал в Яндекс.Дзен Подписаться
Галерея Geely Atlas
Текст: Сергей Иванов
Фото: Geely
image
Поделитесь с друзьями
CarTimes.TV: Парижский автосалон
CarTimes.TV: Парижский автосалон
CarTimes.TV: BMW X6
CarTimes.TV: BMW X6
CarTimes.TV: MINI 5d
CarTimes.TV: MINI 5d
CarTimes.TV: BMW i8
CarTimes.TV: BMW i8
CarTimes.TV: Subaru Outback
CarTimes.TV: Subaru Outback
У нас есть значительная фора по времени

Исполнительный директор MMC Rus Андрей Панков — главный по электромобилям в России. В беседе с CarTimes.ru господин Панков рассказал об удовольствии за рулем, важности бизнес-связей и электрическом будущем легендарного Mitsubishi Pajero.

05 февраля 2014
Россию характеризует слово «непредсказуемость»

Артем Гусаров работает в автомобильном бизнесе уже более 15 лет, последние два из которых — в должности управляющего директора KIA Motor RUS. Ради этой должности он вернулся из Европы, где возглавлял бренд Chevrolet. В беседе с CarTimes.Ru, господин Гусаров рассказал, что стало причиной его возвращения, почему KIA удается увеличивать продажи на падающем российском рынке и где лучше готовят корейские блюда.

12 августа 2013
Вместе и порознь

Президент Peugeot Максим Пика и глава Citroen Фредерик Банзе о будущем французских брендов

13 июня 2013