Автомобильный журнал

Классифицируй это

08 апреля 2015 13:17
image
Поделитесь с друзьями

Вы знаете, нам это надоело! Надоело читать пресс-релизы об очередном диковинном автоматическом мобиле вроде «семидверного родстера с жесткой крышей» или «рамного двухместного минивэна-кабриолета». Команда CarTimes.ru решилась написать серию материалов о том, какие бывают виды, классы и типы современных автомобилей и кто на самом деле с кем конкурирует. И начнем мы, как водится, с истории…

Разделяй!
В далекие-далекие времена в мире существовало бесчисленное множество автомобильных фирм и фирмочек. Машины тогда делали не то чтобы на коленке, но буквально в гаражных мастерских: с полсотни рабочих на примитивных станках вытачивали детали будущих двигателей, отливали вручную поршни, напильником дорабатывали шестерни. С помощью кувалды, ножовки по металлу  и заклепок собирали рамы, на которые устанавливались свежие моторы и… и это называлось машиной! Дальше клиенту предлагалось обратиться в кузовное ателье – так в XX веке стали называть привычные каретные мастерские.

В общем, каждый городил во что горазд. Так что о классах автомобилей как о чем-то более-менее системном говорить можно только применительно к послевоенным машинам.

Главным рынком для легковушек тогда была, да и сейчас остается Северная Америка. Однако во времена президента Эйзенхауэра США являлись к тому же и крупнейшим в мире производителем машин. Неудивительно, что именно американцы на пару десятилетий стали законодателями мировой моды на автомобили.

Америка 50-х – это богатейшая экономика мира с резко растущим уровнем доходов населения. Бензин не стоил почти ничего, хайвэи были прямыми и пустынными, а потому ничто не могло заставить янки отказать себе в удовольствие покупать большие и мощные седаны.

d

Типичные американские машины 50-х. Все, что уступало им в размерах, считалось компактным

Собственно, машины первоначально делились не по размеру, а по цене: демократичные, подороже и люксовые. К первым относились массовые Ford и Chevrolet, следом шли более престижные Buick, Mercury и Chrysler, а вершину занимали Lincoln, Cadillac и Imperial. Самое удивительное, что все эти автомобили были по современным меркам просто огромны – их длина начиналась от 5,3 метра для начальной ценовой категории и приближалась к 6 мерам в случае с представительскими машинами.  Чтобы легче было представить масштаб, напомним – современный бизнес-класс вроде демократичной Toyota Camry или рафинированного Mercedes E-Class значительно компактнее.

Проблемы с классификацией возникли ближе к шестидесятым, когда на рынке Северной Америки стали появляться «компактные» иномарки. Кавычки тут вполне уместны – под компактами в США понимали автомобили размером с отечественную «Волгу». Дабы ответить иностранным конкурентам, американские конструкторы сами наладили выпуск аналогичных, компактных машин, таких как, например, Ford Falcon. Тогда, чтобы избежать путаницы, традиционные американские седаны длиннее 5 метров с моторами V8 стали называть «стандартными» или «полноразмерными» автомобилями – так появился легендарный класс Full Size.

e

Ford Falcon - недорогой и практичный "компактный" автомобиль из США середины 60-х годов

Позднее, помимо компактных в США появились и ультракомпактные машины – такие как Chevrolet Nova или Ford Pinto. Они, конечно же, стали ответом на японские марки Datsun и Toyota, а чуть позже и Honda. И европейские вроде Volkswagen. Правда, современным автомобилстам они также показались бы совсем не миниатюрными – речь о машинах размером с Ford Focus.

Все бы ничего, но в начале 70-х иранские исламисты свергли шаха и выгнали последнего монарха из своей страны. Казалось бы, причем тут типы автомобилей? Да при том, что бегство шаха спровоцировало рост стоимости нефти, а следом и бензина. Огромные и тяжелые седаны с многолитровыми V8 под капотом и архаичными автоматами резко вышли из моды. Американский автопром сел на жесткую диету и за пару лет сбросил лишние метры, килограммы и литры. Типичный полноразмерный седан конца 70-х – это машина длиной «всего» метров в пять, а то и меньше, да к тому же со скромным шестицилиндровым мотором.

А на подходе и вовсе диковинные автомобили – переднеприводные компактные седаны с четырехцилиндровыми моторами! В меру компактные, в меру мощные.

Собственно, примерно в таком виде американский рынок дожил и до наших дней. Три классических типа седанов: большие седаны о пяти с лишнем метрах, которые, правда, почти все стали переднеприводными. Более демократичные семейные машины вроде Ford Fusion (у нас – Mondeo) или Toyota Camry. И компакты сродни Honda Civic или Chevrolet Cruze. Правда, появились и иные транспортные средства – пикапы, внедорожники, минивэны. Но о них – в следующей статье.

А что у нас, в родном для старшего поколения СССР?

Как и в Штатах, классифицировать советские легковые машины стали после Войны. В силу особенности плановой экономики СССР у всех автомобильных заводов был один владелец – государство. А значит и внутренней конкуренции между ними не существовало – каждое предприятие выпускало машины разных классов.

В конце 40-х машины делили по числу цилиндров. Четырехгоршковые «Моксвичи» и «Победы». Шестицилинровые «ЗИМы». И восьмицилиндровые «ЗИСы». За соблюдением такой субординации следил лично товарищ Сталин, который, в частности, не допустил использование шестицилиндрового мотора на «Победе» – не положено.

При Хрущеве считать горшки перестали, зато придумали классифицировать машины по литражу. Микролитражные «Запорожцы», малолитражные «Москвичи», среднелитражные «Волги» и, наконец, «Чайки» да «ЗИЛы» с могучими многолитражными V8.

Наконец, со строительством Волжского автозавода систему классификации перекроили в последний раз. С конца 60-х и до конца советской власти все машины в СССР получили численное обозначение. Первая цифра – размер. Вторая – тип транспортного средства. Далее – заводской порядковый номер модели. 

Вот вам «Копейка» – второй размер, первый тип (легковушка), 01 модель завода – итого ВАЗ 2101. Или КамАЗ 5320 – первый грузовик, сошедший с конвейера Камского автозавода. 5 размер, 3 тип (грузовик), 20 модель. Мне лично доводилось водить вездеход ТТМ 3902 – так я узнал, что цифра 9 по советской классификации относится к гусеничным тягачам.

g

ВАЗ 2103 - предел мечтаний о динамичном и современном автомобиле для граждан страны развитого социализма

С распадом СССР использование циферного обозначения для автомобилей стало необязательным. Однако во внутренней документации заводы до сих пор пользуются именно ей. Например ВАЗ 2170 – это Lada Priora, а УАЗ 3163 – это UAZ Patriot.

Наконец, сейчас чаще всего используется европейская система классификации легковых автомобилей. В Старом Свете все машины разделили на «сегменты». Классические легковушки выстроили по буквам от A до F. Проще всего привести в пример концерн Volkswagen, который под разными марками выпускает все, что душе угодно.

Итак:

  • Сегмент A – это Volkswagen Up!, а из более актуальных для России машин – «Ока» или Daewoo Matiz.
  • Сегмент B – Volkswagen Polo, Skoda Fabia и Audi A1
  • Сегмент C – Volkswagen Golf, Skoda Octavia, Audi A3 или SEAT Leon
  • Сегмент D – Volkswagen Passat и Audi A4
  • Сегмент E – Skoda Superb и Audi A6
  • Сегмент F – Audi A8, Bentley Flying Spur и Volkswagen Phaeton


Кроме того, в Европе выделяют сегменты J – внедорожники, M – минивэны и S – спорткары. Однако сразу становится очевидным, что под данную классификацию попадают самые разные автомобили, которые порой занимают совершенно разные ниши на рынке. Скажем, Ford Mondeo и Jaguar XF формально попадают в один сегмент – E. Что не мешает их ценам отличаться более чем в два раза. С внедорожниками сегмента J еще сложнее – ну разве Nissan Qashqai является конкурентом для Range Rover?

Из данной ситуации выходят кто на что горазд. Например, вместо J-сегмента используют обозначения B-SUV (Nissan Qashqai), C-SUV (Toyota RAV4) и так далее. Часто класс «за глаза» называют именем модели лидера: так C-сегмент называют гольф-классом в честь Volkswagen Golf, а премиальный подраздел сегмента D – классом «Трешки» BMW.

f

Volkswagen Golf – таким или примерно таким жители современной Европы представляют  автомобиль, идеально сочетающий в себе доступную цену, просторный салон, удобный багажник и хорошие ходовые качества

Наконец, в России, где популярны просторные, но недорогие седаны, часто можно услышать о сегменте B+ (Lada Granta, Volkswagen Polo Sedan, Renault Logan) или C+ (Peugeot 408, Nissan Sentra, Ford Focus).

Вроде разложили по полочкам? Но не тут то было! В последние годы автопроизводители с маниакальной настойчивостью изобретают новые типы кузовов для легковушек. Вот к какому классу отнести BMW X4 или Mercedes CLS? То-то же. Но об этом – в следующей статье.

image
Подпишитесь на канал в Яндекс.Дзен Подписаться
Текст: Сергей Иванов
Фото: Фото автоконцернов
image
Поделитесь с друзьями
CarTimes.TV: Парижский автосалон
CarTimes.TV: Парижский автосалон
CarTimes.TV: BMW X6
CarTimes.TV: BMW X6
CarTimes.TV: MINI 5d
CarTimes.TV: MINI 5d
CarTimes.TV: BMW i8
CarTimes.TV: BMW i8
CarTimes.TV: Subaru Outback
CarTimes.TV: Subaru Outback
У нас есть значительная фора по времени

Исполнительный директор MMC Rus Андрей Панков — главный по электромобилям в России. В беседе с CarTimes.ru господин Панков рассказал об удовольствии за рулем, важности бизнес-связей и электрическом будущем легендарного Mitsubishi Pajero.

05 февраля 2014
Россию характеризует слово «непредсказуемость»

Артем Гусаров работает в автомобильном бизнесе уже более 15 лет, последние два из которых — в должности управляющего директора KIA Motor RUS. Ради этой должности он вернулся из Европы, где возглавлял бренд Chevrolet. В беседе с CarTimes.Ru, господин Гусаров рассказал, что стало причиной его возвращения, почему KIA удается увеличивать продажи на падающем российском рынке и где лучше готовят корейские блюда.

12 августа 2013
Вместе и порознь

Президент Peugeot Максим Пика и глава Citroen Фредерик Банзе о будущем французских брендов

13 июня 2013