Автомобильный журнал

Двери? Крыша? Главное – хвост!

23 апреля 2015 16:50
image
Поделитесь с друзьями

Команда CarTimes.ru продолжает титанический труд по классификации и типизации современной автомобильной техники. В прошлой статье мы небезуспешно разбирались с размерами автомобилей. Теперь настала очередь разобраться с формой. Седан, купе… а может фаэтон? Или ландо? О чем это мы вообще?

Как изобрести велосипед автомобиль? Просто: взять каретный экипаж, отстегнуть от него лошадей, установить мотор и соединить его с колесами. Переднюю ось логично сделать поворачиваемой, а оставшуюся заднюю, от безысходности, ведущей. Вот вам первый в истории кузов автомобиля – внешне та же карета или открытый экипаж, но без упряжки животных. Мотор прятали в самое очевидное, на первый взгляд, место – под переднее сиденье.

Впрочем, конструкторская мысль на заре автомобилестроения развивалась стремительно. Вскоре выяснилось, что карета – это не совсем то же самое, что автомобиль, и строить машину лучше по несколько иным принципам. И конструкторы обратили свое внимание на… поезда! Так что автомобили следующего поколения имели уже несколько иную конструкцию. Во-первых, появилась рама, схожая с той, что используются в конструкции железнодорожных вагонов. Во-вторых, мотор сдвинули вперед – так он лучше охлаждался. Но пассажирский отсек еще долго делали по каретным лекалам. Попросту разместив его за двигателем.

В таком виде автомобили существовали достаточно долго. Именно тогда зародились четыре основных типа кузова. С двумя дверьми и двумя креслами без крыши – родстер. То же самое, но с четырьмя дверьми и просторным салоном – фаэтон. Если над задними сиденьями делалась крыша (шофер, как некогда и кучер, сидел под открытым небом), то это – ландо. А если крыша покрывала всю машину целиком – значит седан.

Если первая революция в кузовном деле пришла с железной дороги, то следующая – из авиации. Дело в том, что у машин 20-х годов было две основные проблемы – излишний вес и аэродинамика кирпичей. Создатели самолетов к  тому времени поднаторели в решении обеих проблем. А автоинженеры… они просто делали шасси из рамы, мотора и трансмиссии, а дальше отдавали свое детище на откуп кузовным ателье – то есть бывшим каретным мастерским. Последние, по меткому выражению одного известного авиаконструктора, просто загружали готовый автомобиль тяжелыми дубовыми дровами – каркасы кузовов тогда все еще делали из дерева.

Наконец, в 40-е  и 50-е победила идея штампованных металлических кузовов, которые все чаще становились несущими. Это позволило несколько разнообразить типы автомобилей. Во-первых, седаны обзавелись выраженными багажниками, став полноценно трехобъемными. Во-вторых, появились универсалы – то есть машины с нечетным числом дверей. В-третьих, фаэтоны стали отмирать, не в последнюю очередь по причине своей небезопасности в случае опрокидывания. Если вы хотите понять, как сейчас выглядит машина с кузовом фаэтон, взгляните на УАЗ 469 с брезентовой крышей – это именно он.

d

Lincoln Zephyr с кузовом фаэтон

А дальше – наступил и десятилетия скуки. Революция форм? Ну да, появились хетчбэки, а следом – минивэны. Но разве это переворот в сознании. Даже внедорожники – и те, по большому счету, не более чем приподнятые универсалы – тоже мне, нашли чем удивить.

К концу прошлого века ситуация с кузовами, вроде, окончательно устаканилась. Автомобили стало принято делать на так называемых платформах – общих архитектурах, которые могут быть применимы для самых разных кузовов. Скажем, типичная платформа гольф-класса (он же – «Сегмент C») предполагала постройку седана, трех- и пятидверного хетчбэка, универсала, купе, кабриолета и минивэна. Моторы, схемы подвески, трансмиссии – все это у машин было общим.

Итак, что из классических кузов мы имеем на данный момент?

f

- Седан. Это четырехдверный автомобильный кузов с ясно выраженным капотом и багажником – так называемой трехобъемностью.
 

g

- Хетчбэк. По сути своей – седан с обрубленным багажником. Хетч всегда короче соплатформенного седана и имеет меньший объем багажного отделения. Зато, обладает дополнительной дверью и складывающимися задними сиденьями, что делает его более практичным: и в тесном городе проще запарковаться, и холодильник при желании поместится. Бывает трех- и пчятидверным.
 

i

- Универсал. Фактически, это тот же хетчбэк, но с длиной кузова как у седана. Багажник по объему сравним с седаном, но за счет больше высоты, дополнительной двери и трансформации салона вмещает гораздо больше вещей.
 

h

- Лифтбэк. Это синтез седана и хетчбэка. Длинный, как седан и с таким же покатым задним стеклом. Но по-сути это двухобъемный кузов с дополнительной дверью. Такая конструкция сейчас используется редко, и известна, например, по такому автомобилю как Skoda Octavia.
 

j

- Купе. Закрытый кузов с двумя дверьми. Как правило – двух или пятиместный. Используется преимущественно для спортивных автомобилоей.
 

k

- Кабриолет. Сейчас этим словом называют преимущественно четырехместные двухдверные машины с открывающимся верхом. Если складная крыша – жесткая, то такой кузов порой называют купе-кабриолет.
 

e

- Родстер. Разновидность кабриолета строго с двумя посадочными местами. Напрочь лишенные практичности машины, главное преимущество которых – дарить водителю удовольствие от вождения.
 

l

- Минивэн. Двухобъемный кузов, который в советской автопрессе было принято называть «универсалом повышенной вместимости». Собственно, им он и является – за счет дополнительной высоты кузова и более вертикальной посаки в салон можно уместить как больше поклажи, так и третий ряд сидений, построив при стандартной длине семиместный автомобиль.

Отдельно можно было бы написать про внедорожники и пикапы, но, во первых, внедорожник от простого универсала и минивэна отличается не кузовом, а подвеской и трансмиссией, а во-вторых, пикап – это по сути своей грузовая коммерческая техника, а мы пытаемся разобраться с типами легковушек.

Казалось бы – вот он, венец развития автомобильной промышленности, победа инженеров над противоречием формы и содержания. Но не тут-то было. Как раз в 90-е годы прошлого века, безоговорочный диктат конструкторов в автомобильных компаниях, который длился больше 100 лет, закончился – на первое место вышли дизайнеры и маркетологи. Мол, раз вы с вашими инженерными мозгами больше ничего придумать не можете, то придумывать станем мы.

И началось! Вот вам – четырехдверное купе! Вот – седано-хетчбэк, с задней дверью-трасформером. Вот кросс-купе. Вот пятидверное купе. Вот переднеприводный внедорожник. А вот – пикап-родстер! Как во всем этом разобраться? Мы поможем! Но только – в следующей статье!

 

image
Подпишитесь на канал в Яндекс.Дзен Подписаться
Текст: Сергей Иванов
Фото: Mercedes
image
Поделитесь с друзьями
CarTimes.TV: Парижский автосалон
CarTimes.TV: Парижский автосалон
CarTimes.TV: BMW X6
CarTimes.TV: BMW X6
CarTimes.TV: MINI 5d
CarTimes.TV: MINI 5d
CarTimes.TV: BMW i8
CarTimes.TV: BMW i8
CarTimes.TV: Subaru Outback
CarTimes.TV: Subaru Outback
У нас есть значительная фора по времени

Исполнительный директор MMC Rus Андрей Панков — главный по электромобилям в России. В беседе с CarTimes.ru господин Панков рассказал об удовольствии за рулем, важности бизнес-связей и электрическом будущем легендарного Mitsubishi Pajero.

05 февраля 2014
Россию характеризует слово «непредсказуемость»

Артем Гусаров работает в автомобильном бизнесе уже более 15 лет, последние два из которых — в должности управляющего директора KIA Motor RUS. Ради этой должности он вернулся из Европы, где возглавлял бренд Chevrolet. В беседе с CarTimes.Ru, господин Гусаров рассказал, что стало причиной его возвращения, почему KIA удается увеличивать продажи на падающем российском рынке и где лучше готовят корейские блюда.

12 августа 2013
Вместе и порознь

Президент Peugeot Максим Пика и глава Citroen Фредерик Банзе о будущем французских брендов

13 июня 2013