В третьем квартале 2016 года компания Tesla Motors получила прибыль в размере 21,88 миллионов долларов. Сам по себе данный факт мало что означает, но основатель и идеолог «Теслы» Илон Маск подчеркивает – похоже, речь идет о том, что отныне прибыль для автопроизводителя будет обычным явлением. Для компании, которая начала с нуля и до сих пор тратит значительные ресурсы на собственное развитие, выход на устойчивую прибыль – это первоклассный результат.
Самое интересное, что Илон Маск не выполнил бесчисленное количество собственных обещаний. Он до сих пор не завоевал мир, не превратил автогигантов в пух и прах, не пересадил на электротягу и 1% автомобилистов всех стран и народов. И тем ни менее, пора признать раз и навсегда: Tesla Motors – это история успеха. Проект, который изменил автомобильный мир.
Начиналось все вообще как газетная утка. «Кто такой Ларри Пейдж?», – спросил я в 2006 году у редактора отдела IT. Тот сделал круглые глаза: «Ты не знаешь?!». Я не знал. Я вообще про машинки, а не про информационные технологии. Десять с лишним лет назад мне попалась новость о том, что какой-то Elon Musk из PayPal совместно с каким-то Larry Page из Google скинулись и пообещали всех порвать, захватив автомобильный мир электрокарами.
Планы звучали не просто амбициозно, а невероятно до степени комедийности. Ну как это называется, когда два каких-то юнца, которые вообще ничего не понимают в автомобилях, бьют себя кулаками в грудь, заявляя, что вы тут все в автопроме дураки, а мы – д’Артаньяны, которые сейчас научат вас делать машины.
Tesla Model S
Новость я в итоге написал очень аккуратную, умолчав о большей части из озвученных обещаний. К своему стыду я даже исковеркал имя главного героя, назвав его Элоном Маком. Господин Маск, простите меня, грешного. Но за проектом стал следить. К моему, более того – ко всеобщему удивлению Илон Маск действительно добился своего.
Первый электрокар был построен в… 1828 году! Да-да, вопреки распространенному мнению машины с электроприводом – это не будущее, а прошлое. Так, по крайней мере, мне казалось в 2006 году. Илону Маску казалось иначе. Почему, собственно, никому до него не удавалось прийти на этом поприще к успеху?
Дело в том, что у электромобилей есть один очень дорогой элемент – батарея. Ее стоимость прямо соотносится с емкостью. Хочешь большую и мощную батарею – плати, и немало. Не готов платить – получи батарею маленькую.
Долгое время боссы автоконцернов почему-то считали, что электрокар должен стоить не очень больших денег. А поскольку батарея стоит дорого, то экономили на всем остальном. Машины получались бедно укомплектованными и примитивными по части техники. К тому же, стремясь увеличить запас хода без повышения емкости батареи, инженеры делали неудобные, но аэродинамичные кузова и обували такую машину в шины с низким сопротивлением качению, с которыми управляемость была отвратительной, а способность преодолевать неровности – еще хуже.
GM EV1 - типичный электрокар эпохи до Tesla Motors: маленький, неказистый, медленный, с малым пробегом и при этом дорогой.
Несмотря на все эти ухищрения, на хорошую батарею все равно денег не хватало. В итоге история автомобилистроения 90-х и 2000-х знает немало примеров электрических «гадких утят», которые стоили как хороший седан, ехали как «Запорожец» и имели запас хода на одном заряде в лучшем случае около 100 километров.
Илон Маск с самого начала выбрал другой подход. Он взял хорошее шасси (для начала от Lotus, затем от Mercedes), поставил туда мощный электромотор, самую лучшую на тот момент батарею, оснастил машину по последней моде и выставил конский ценник. Вы не поверите, но сработало!
Оказалось, что те покупатели, которые зажимали 30 тысяч долларов за плохой электрокар с малым запасом хода, готовы стоять в очереди, чтобы отдать 100 с лишним тысяч за хороший электрокар с запасом хода более 300 километров. Сейчас, оглядываясь назад, сложно поверить, что эта идея раньше никому не приходила в голову. Но это действительно так: именно Tesla стала первым электрическим автомобилем, разработчики которого не стремились сэкономить на всем.
За десять лет команда Tesla Motors превратилась из группы никому неизвестных людей без собственного завода в компанию, выпускающую лучшие электрокары в мире. Да, гигантский альянс Renault-Nissan-Mitsubishi в совокупности по всему миру продал больше электрокаров, чем Tesla. Но именно Tesla является самым желанным электрокаром на Земле! И продажи этих машин сейчас ограничиваются не спросом, а производственными мощностями.
Илону Маску, конечно, повезло оказаться в нужное время в нужном месте. Он сумел вовремя почувствовать перемены, которые произошли в мире.
Во-первых, он обратил внимание на революцию в области мобильных устройств. Казалось бы, что общего у автопром и MP3-плееров? Связь, которую никто не заметил, на самом деле есть. С взрывным ростом производства мобильных устройств во всем мире росло и производство современных аккумуляторов. За короткий срок батареи для электрокаров стали лучше и дешевле. И первым этим воспользовалась Tesla Motors.
Второй момент – ужесточение эконодательства развитых стран в области защиты окружающей среды. Пока крупные автоконцерны лишь реагировали на новые законы, Маск и его команда играли на опережение. Так, в ряде штатов США и, в первую очередь, в Калифорнии сейчас действуют так называемые Zero Emission Vehicle credits – кредиты, которые выдаются автопроизводителю при продаже любого экологически-привлекательного автомобиля. Количество кредитов на машину неодинаково: за простой гибрид дают 0,4 кредита, за электрокар с ограниченным запасом хода вроде Nissan Leaf – 1,8 кредита, а за «Теслу» – аж 3,3 кредита.
Производство Tesla Model S
Зачем нужны эти кредиты? Очень просто – ими можно оплачивать право на продажу машин с традиционным ДВС. Так, уже в 2018 году, чтобы продать 100 тысяч топливных машин, автопроизводитель должен будет «заплатить» 4,5 тысячи кредитов. А в 2025 – уже 22 тысячи кредитов!
Зачем кредиты Tesla Motors, которая не выпускает и не собирается выпускать машины с ДВС? Все очень просто – кредиты можно продавать другим автоконцернам. Вы не поверите, но только за последний квартал текущего года Tesla продала таких кредитов на 139 миллионов долларов! Это бизнес со 100% рентабельностью!
Но главное, что сделала Tesla Motors под руководством Илона Маска, к автомобилям Tesla даже не относится. Более того, это может стать причиной больших проблем для компании в будущем. Но что сделано, то сделано. Маск убедил остальные автоконцерны, что за электрокарами, подобными «Тесле» – будущее.
Porsche Mission E - концептуальный конкурент Tesla
Прошедший в сентябре Парижский автосалон запомнился концепт-карами от Volkswagen, Renault и Mercedes, которым предстоит скорое превращение в серийные машины. В BMW засуетились с их суббрендом i – оно и понятно: их нынешнее полуэлектрическое купе i8 позорно уступает «Тесле». Jaguar говорит прямым текстом: в будущем именно Tesla будет нашим главным конкурентом, потому как мы переходим на электротягу. Подтягиваются Hyundai, Volvo… да что там, даже Bentley обещает роскошный электроседан.
Все идет к тому, что в ближайшем будущем под «Теслой» станут подразумевать любой хороший электрокар независимо от того, кто его выпустил. Как сейчас «ксероксом» называют копировальные машины HP, а «памперсом» – подгузники Huggies, так и в будущем мы будем повсеместно слышать фразы вроде «На выходных ездили с женой в салон Volvo – смотрели себе новую "Теслу"». Да что там – уже сейчас коллеги-журналисты говорят: «Ты видел какую «Теслу» показал Porsche?!».
Конкуренты очнулись, а у самих автомобилей Tesla тем временем обнаружились ожидаемые проблемы, вызванные слишком быстрым ростом компании. Электрокары с буквой T на капоте попали в традиционный рейтинг надежности и, увы, на последних местах. Фирме Маска пришлось провести несколько отзывных кампаний, дабы «пофиксить баги» в электронике. Да и к эргономике рабочего места Tesla Model S есть вопросы. В общем, видно, что инженеры спешили.
Не исключено, что электрической революцией, устроенной Tesla Motors, в конечном счете воспользуются другие автопроизводители. Такое в истории не редкость. Впрочем, я почти уверен, что сам Илон Маск к этому времени будет чувствовать себя гораздо лучше, нежели Никола Тесла в конце своего жизненного пути. Лично я представляю себе Маска, попивающего коктейль в кресле-качалке и смотрящего на всю эту нашу суету откуда-нибудь с Марса.
Исполнительный директор MMC Rus Андрей Панков — главный по электромобилям в России. В беседе с CarTimes.ru господин Панков рассказал об удовольствии за рулем, важности бизнес-связей и электрическом будущем легендарного Mitsubishi Pajero.
Артем Гусаров работает в автомобильном бизнесе уже более 15 лет, последние два из которых — в должности управляющего директора KIA Motor RUS. Ради этой должности он вернулся из Европы, где возглавлял бренд Chevrolet. В беседе с CarTimes.Ru, господин Гусаров рассказал, что стало причиной его возвращения, почему KIA удается увеличивать продажи на падающем российском рынке и где лучше готовят корейские блюда.
Президент Peugeot Максим Пика и глава Citroen Фредерик Банзе о будущем французских брендов