Есть новый рекорд! С таким лозунгом сразу после объявления о результатах продаж новых автомобилей в 2012 году вышли почти все информагентства. Формально к новостному поводу придраться сложно – за 12 месяцев в нашей стране было реализовано 2 миллиона 935 тысяч новых легковых и коммерческих машин, что чуть больше, чем в докризисном 2008 году. И правда, столько россияне не покупали никогда. Впрочем, тема пресс-конференции, устроенной комитетом автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (именно она ведет в России учет), была несколько иной – удержимся ли?
Прошлый год начинался за здравие – в первые месяцы продажи машин заметно превосходили показатели 2011 года. Но осенью поток покупателей сократился и, чтобы удержать продажи на заданном уровне, компаниям пришлось объявлять скидки и спецпредложения. В декабре реализация автомобилей выросла на 1 процент по сравнению с 2011 годом и многими это было воспринято как грандиозный успех. Что будет, когда запас машин 2012 года выпуска иссякнет, пока не совсем ясно.
Продажи Топ-10 самых успешных автомобильных брендов в России
Бренд | 2012 | 2011 | % |
Lada | 537625 | 578387 | -7 |
Chevrolet | 205042 | 173484 | 18 |
Renault | 189852 | 154734 | 23 |
KIA | 187330 | 152873 | 23 |
Hyundai | 174286 | 163447 | 7 |
VW | 164702 | 118003 | 40 |
Nissan | 153747 | 138827 | 11 |
Toyota | 153047 | 119505 | 28 |
Ford | 130809 | 118031 | 11 |
Skoda | 99062 | 74074 | 34 |
Впрочем, участникам рынка было приятнее говорить о хорошем. Каких-либо новых тенденций 2012 год не принес, зато уже существовавшие ранее тренды укрепились. Если судить по статистике, то самыми быстрорастущими сегментами являются компактные седаны и компактные же внедорожники. Причем слово «компактные» в данном контексте правильнее было бы читать как «дешевые» — вряд ли есть другая причина, почему в России выбирают машины небольших размеров, кроме цены.
Герои года – парочка Hyundai Solaris и Kia Rio, отечественные Lada Granta и Priora, а также Renault Duster, Chevrolet Niva и Nissan Qashqai – символы доступных внедорожников. Если чиновники всерьез не возьмутся за массовое дорожное строительство (что вряд ли), то уже нынешнее поколение автомобилистов застанет то время, когда кроссоверы станут доминировать на отечественных «направлениях». Если судить по спросу и очередям на тот же Duster, то, кажется, удовлетворить спрос на подобную технику заводам удастся еще не скоро.
Продажи самых популярных моделей автомобилей
Модель | 2012 | 2011 | % |
Lada Priora | 125951 | 138697 | -9 |
Lada Granta | 121151 | 1023 | 11743 |
Lada Kalina | 119890 | 142930 | -16 |
Hyundai Solaris | 110776 | 97243 | 14 |
Ford Focus | 92219 | 82457 | 12 |
Kia Rio | 84730 | 49858 | 70 |
Volkswagen Polo | 69385 | 52100 | 33 |
Lada Samara | 67971 | 122473 | -45 |
Chevrolet Cruze | 63181 | 3710 | 68 |
Chevrolet Niva | 59331 | 54425 | 9 |
Вместе с тем, несколько сдали машины гольф-класса. Ford Focus, который когда-то считался чуть ли не стандартом для людей среднего достатка, скатился на пятое место и это лучший результат в сегменте. Еще больше просели седаны класса «D» — популярные прежде «Пассаты», «Вектры» и «Мазды шестерки» сейчас не столь актуальны. Впрочем, это старая тенденция: такие машины, как Renault Laguna, Toyota Avensis или Nissan Primera и вовсе ушли с рынка, а Honda Accord и Ford Mondeo переползли в более высокий класс.
Динамика сегментов автомобильного рынка
Класс | Доля на рынке | Изменение доли в 2012 |
Компактные автомобили | 39,5% | -7% |
Компактные внедорожники | 22,2% | +4% |
Гольф-класс | 13,1% | +2,4 |
Среднеразмерные внедорожники | 5,3% | +0,4% |
Среднеразмерные автомобили | 5,1% | +0,4 |
Премиум-класс | 3,0% | +0,5 |
Класс мини | 1,9% | -0,3% |
Большие внедорожники | 1,1% | +0,2% |
Компактвэны | 0,9% | +0,2% |
Минивэны гольф-класса | 0,6% | -0,2% |
Люкс-бренды | 0,2% | 0% |
Спорткары | 0,1% | 0% |
Полноразмерные минивэны | 0,1% | 0% |
Пикапы | 0,8 | +0,1% |
Коммерческие автомобили | 6,1% | -0,7% |
И все же главный вопрос – это что ждет нас в новом году? Однозначного ответа на него нет. Еще страшнее, что никто точно не может ответить и на вопрос, почему вообще замедлился рост продаж в конце года текущего? На насыщение рынка это не похоже – да, в крупных городах машин и так стало больше, чем достаточно, но в регионах нехватка автотранспорта по-прежнему существует.
По словам главы комитета автопроизводителей и по совместительству руководителя российского подразделения Mazda Йорга Шрайбера, участники рынка склонны видеть причину в настороженности покупателей, напуганных ухудшением экономической ситуации в мире. Действительно, в Европе продажи новых машин в 2012 году упали на 20 процентов, так что нам грех жаловаться. Если господин Шрайбер прав, то можно говорить об отложенном спросе, который рано или поздно выстрелит лавинообразным ростом продаж. Впрочем, все может оказаться куда плачевнее.
Самое интересное – это прогнозы участников рынка на год 2013. И они разошлись от 2,8 до 3,1миллиона автомобилей. В среднем получается цифра в 2,9 миллиона – это уровень 2012 года. Выходит, что нас ждет первый в истории российского авторынка стабильный год – раньше продажи либо резко росли, либо так же резко падали.
Что это значит? То, что как автоконцерны, так и дилеры наконец начнут уделять большое внимание не только отгрузке машин или ликвидации складов, но и качеству обслуживания клиентов. В условиях ужесточения конкуренции продавцам придется быть максимально вежливыми с покупателями. И этому, пожалуй, стоит радоваться.
Ну и напоследок, наш собственный список из пяти компаний, которые в новом году увеличат свои доли рынка:
Renault. У французов сразу три козыря. Во-первых, спрос на Duster ограничивается производственными способностями завода и в новом году они возрастут. Ну, а во-вторых – ждем появления новых Logan и Sandero, которые отныне стали не только практичными, но и довольно привлекательными внешне. Наконец, на подходе компактный кроссовер Captur – своих покупателей он наверняка найдет.
Logan
Toyota. У японцев сразу несколько значимых новинок – RAV4, Venza, Corolla. Все они, очевидно, придутся по вкусу отечественным покупателям. Весь вопрос в цене – локально выпускается лишь Camry, все остальное приходится растамаживать и платить утилизационный сбор.
Toyota RAV4
Nissan. Двигатель торговли – новый седан Almera, собранный на АвтоВАЗе. Ничем не примечательная по части техники машина привлекает ценой. Остальные составляющие успеха в виде набирающих популярность кроссоверов у Nissan и так присутствуют
Nissan Almera
Peugeot. В 2012 году французские львы продавались так же, как и годом ранее. И это, скорее, недоразумение. Набирает обороты седан 408, ожидается модель 301, наконец у компании появился стильный компактный кроссовер 4008 – чем не повод заставить конкурентов понервничать?
Range Rover
Land Rover. В прошлом году марка выросла в России сразу на 44% — понятно, что в этом заслуга кроссовера Evoque. Он и дальше будет пользоваться спросом, а на подмогу уже поспевает тяжелая артиллерия – новый Range Rover и будущий Range Rover Sport.
Исполнительный директор MMC Rus Андрей Панков — главный по электромобилям в России. В беседе с CarTimes.ru господин Панков рассказал об удовольствии за рулем, важности бизнес-связей и электрическом будущем легендарного Mitsubishi Pajero.
Артем Гусаров работает в автомобильном бизнесе уже более 15 лет, последние два из которых — в должности управляющего директора KIA Motor RUS. Ради этой должности он вернулся из Европы, где возглавлял бренд Chevrolet. В беседе с CarTimes.Ru, господин Гусаров рассказал, что стало причиной его возвращения, почему KIA удается увеличивать продажи на падающем российском рынке и где лучше готовят корейские блюда.
Президент Peugeot Максим Пика и глава Citroen Фредерик Банзе о будущем французских брендов