Прошедший 2013 год войдет в историю российского автомобильного бизнеса как самый стабильный. Продажи изменились всего на 5%. По сравнению с предыдущими периодами это очень мало — ранее в России наблюдались скачки на 20-30% ежегодно, причем в обе стороны. Самое интересное, что в начале года участники рынка прогнозировали именно стабильный пятипроцентный рост. Ошиблись они в одном — вместо роста в России наблюдалось падение.
Согласно отчету комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, в прошлом году в России было продано 2 миллиона 777 тысяч легковых и легких коммерческих автомобилей. Это позволило нам удержаться на втором месте в Европе, уступив лишь Германии. Впрочем, радости на лицах собравшихся на конференцию автомобильных менеджеров было немного.
Катастрофы, как в кризисном 2009 году, не произошло, но у многих продажи упали более чем на 20%. И даже те игроки, которые хвастались ростом, выглядели уставшими. Что уж там — 2013 год стал первым, когда автопроизводителям и дилерам приходилось в самом деле бороться за покупателей.
А что сам покупатель? Каким он стал в минувшем году? И какие машины ему теперь нужны?
Главный герой продаж — кроссовер Renault Duster. В итоговой таблице он занял четвертую строчку, пропустив вперед Lada Granta и близнецов Hyundai Solaris и Kia Rio. Но именно Duster показал наибольший рост. Кажется, спрос на эту модель до сих пор превышает предложение и продажи сдерживаются исключительно производственными мощностями. При этом все три модели, которым все же удалось опередить Duster по популярности, выигрывают у него в цене — очевидно, что среди покупателей той же Lada Granta от кроссовера Renault никто бы не отказался, да бюджет не позволяет.
Собственно, Granta, Solaris, Rio и Volkswagen Polo Sedan — вот наиболее типичные автомобили среднестатистических россиян. С натяжкой, но эти машины годятся на роль семейных седанов, они современны, оснащены минимальным набором опций и стоят вменяемых денег. Пожалуй, на сегодняшней день именно они являются типичным транспортным средством сферического офисного работника в вакууме.
Главные неудачники года — автомобили гольф-класса, которые еще несколько лет назад безгранично правили продажами в России. Теперь легендарный когда-то Ford Focus опустился на 7-е место, Chevrolet Cruze - на 10-е. Почему так произошло? Виноват, во-первых, рост цен, сделавших седаны сегмента «B», такие как тот же Solaris, более привлекательными. А во-вторых, все тот же... Renault Duster и другие компактные кроссоверы, которые при сопоставимой цене педлагают покупателям еще и высокую посадку, адаптированный к России дорожный просвет, а зачастую еще и полный привод.
Пример неудачи — пара Peugeot 408 и Citroen C4 Sedan, на которые французы делали высокие ставки. Машины задумывались как идеальное транспортное средство среднестатистического россиянина — просторные, мощные, комфортные, с энергоемкой подвеской, солидным дизайном и умеренной ценой. Увы, покупатели всего этого не оценили и массово ринулись за кроссоверами.
В прошлые годы «паркетники» уже убили седаны сегмента «D», такие как Toyota Avensis или Nissan Premera. Ничтожной остается доля минивэнов — в этом сегменте предпочтения россиян явно на стороне семиместных внедорожников. На исходе сегмент доступных бизнес-седанов — даже продажи лидера класса Toyota Camry снизились на 5%, при том что новый RAV4 продается на ура.
Итак, кто же стал главным победителем и главным проигравшим в 2013 году?
Победители:
1) Renault. Французов можно назвать победителями с натяжкой. Прибавив 11%, они заняли лидирующие позиции среди иномарок на российском рынке, но победа пришла за счет единственной модели — Duster. Остальные машины с ромбиком на капоте в минувшем году отступали. Logan, когда-то возглавлявший список топовых иномарок, опустился ниже 10-го места. Удержать лидерство Renault будет непросто.
2) KIA. Продав на 6% больше, чем в предыдущем году, корейская компания может гордиться не столько вторым результатом среди иномарок, сколько уверенным ростом по всем направлениям — покупатели благосклонно принимают не только бюджетные седаны Rio, но и практически любые корейские модели. Виной тому дизайн, агрессивный маркетинг и цена. При этом в компании уверяют, что ни о каком демпинге речи не идет и каждая машина приносит прибыль.
3) Mercedes-Benz. Что бы не происходило в стране, но автомобили с трехлучевой звездой на капоте — это ценности вне времени. Немцы прибавили аж 19%, продав почти 45 тысяч машин. Учитывая, что именно Mercedes занимает первое место по средней стоимости продаваемых автомобилей, за россиян можно только порадоваться.
Проигравшие:
1) Ford. Когда-то один из лидеров рынка, первый производитель, предложивший в России хороший автомобиль по хорошей цене, сейчас Ford упал на 18%, заняв девятую строчку в рейтинге. Положение рассчитывают поправить за счет модели Ecosport – недорогого компактного кроссовера, который появится на рынке к концу 2014 года.
2) Peugeot-Citroen. Французы к 2013 году подготовили для России два типа седанов-близнецов. Компактные 301/C-Elysee и солидные 408/С4 Sedan. Принимая решение о том, какую линейку выпускать в России, боссы компании сделали ставку на крупные седаны и, похоже, промахнулись. Ни 408, ни C4 не попали даже в топ-25 самых продаваемых машин, а завозимые из Испании 301 и C-Elysee и вовсе продавались штучно.
3) Volvo. Упав на 26% шведский производитель окончательно сдал рынок немецкой премиум-тройке. Причина падения — устаревший модельный ряд. И перспективы у скандинавов не лучшие — дело в том, что руководство Volvo приняло решение полностью отказаться от моторов с числом цилиндров более четырех. В итоге сложно представить себе российского покупателя, который купит новый XC90 c двигателем объемом 2,0 литра.
Автомобиль | Продажи 2014 | Продажи 2013 | Разница% |
Lada Granta | 166947 | 121151 | 38 |
Hyundai Solaris | 13991 | 110776 | 3 |
KIA Rio | 89788 | 84730 | 6 |
Renault Duster | 83702 | 47344 | 77 |
VW Polo | 72565 | 69385 | 5 |
Lada Kalina | 67960 | 119890 | -43 |
Ford Focus | 67142 | 92219 | -27 |
Lada Priora | 57687 | 125951 | -54 |
Lada Largus | 57641 | 14563 | 296 |
Chevrolet Cruze | 54367 | 63181 | -14 |
Chevrolet Niva | 53344 | 59331 | -10 |
Lada 4x4 | 51693 | 54656 | -5 |
Renault Logan | 50894 | 58734 | -13 |
Renault Sandero | 43737 | 48632 | -10 |
Opel Astra | 42040 | 52331 | -20 |
Nissan Qashqai | 40739 | 36793 | 11 |
Lada Samara | 40098 | 67971 | -41 |
Toyota RAV4 | 39885 | 27166 | 47 |
KIA C'eed | 34981 | 11429 | 206 |
KIA Sportage | 33451 | 32716 | 2 |
Toyota Camry | 32895 | 34619 | -5 |
Skoda Octavia | 32153 | 52036 | -38 |
Hyundai ix35 | 31706 | 28104 | 13 |
Toyota Corolla | 30644 | 33262 | -8 |
Daewoo Nexia | 28898 | 55034 | -47 |
Исполнительный директор MMC Rus Андрей Панков — главный по электромобилям в России. В беседе с CarTimes.ru господин Панков рассказал об удовольствии за рулем, важности бизнес-связей и электрическом будущем легендарного Mitsubishi Pajero.
Артем Гусаров работает в автомобильном бизнесе уже более 15 лет, последние два из которых — в должности управляющего директора KIA Motor RUS. Ради этой должности он вернулся из Европы, где возглавлял бренд Chevrolet. В беседе с CarTimes.Ru, господин Гусаров рассказал, что стало причиной его возвращения, почему KIA удается увеличивать продажи на падающем российском рынке и где лучше готовят корейские блюда.
Президент Peugeot Максим Пика и глава Citroen Фредерик Банзе о будущем французских брендов