«Ты не доедешь», — твердили мне коллеги. Да что там коллеги, даже в пресс-службе Mitsubishi были осторожны. Мол, да, 100 км наш i-MiEV пройдет, но вот 132... даже если вы выключите фары, кондиционер и станете очень аккуратно пользоваться гудком да дворниками — все равно обещать такой пробег мы не можем. Но по паспорту этот электрокар должен пробежать на одной зарядке 150 км! Значит, или меня обманывают, или кто-то не умеет экономно ездить. Это же вызов! Вперед!
Электрокар Mitsubishi i-MiEV – единственная машина на электротяге, которая официально представлена в России. На показ привозили и другие: журналистам демонстрировали и Nissan Leaf, и семейство Renault Z.E. Даже давали потрогать и (о, честь!) проехать один-два километра за рулем. И только в Mitsubishi взяли, да просто объявили продажи.
Mitsubishi i-MiEV
Правда, ни покупателям, ни мне i-MiEV до поры до времени был не интересен. Все дело в цене — ну кому нужен маленький городской автомобиль за 1 миллион 800 тысяч рублей?! Лишь в январе, когда отменили ввозные пошлины на электрокары, цена упала ниже 1 миллиона. Это уже что-то! И все же из-за сомнений в работоспособности аккумуляторов зимой я дождался теплых дней и только тогда сел за руль.
Кусачки и отвертка — вот моя эмблема. Зарядить электрокар в Москве можно двумя способами: на станции быстрой зарядки или от розетки в 220 вольт. С первыми беда — их наберется пара десятков, но вы никогда не угадаете, какая из них в настоящий момент работает, а какая — нет. К тому же станции эти автоматические, лишенные живых сотрудников, из-за чего владельцы бензиновых машин из соседних офисов, видимо, по незнанию принимают электрозарядки за свободную парковку и загараживают подъезд для i-MiEV.
Mitsubishi i-MiEV
Розетка на 220 вольт — совсем иное дело! Главное, найти ее в относительно свободном доступе. Например, в форточке редакции. Или, как в моем случае, в будке охранника во дворе. Кабель я смастерил сам — двухжильный медный провод на 2,5 квадрата и мощные вилка с розеткой — вот достойный удлинитель. Ставлю Mitsubishi на всю ночь в надежде утром найти его пригодным для дальнего путешествия.
Вообще первые впечатления от i-MiEV оказались скомканы необычайным ажиотажем, который вызывает машина при появлении на улице. Виноваты в этом отчасти дилерские надписи и хромированная пленка, коими в представительстве обтянули демонстрационный электрокар. Интересуются все! И соседи по потоку, и прохожие, и собаководы, и бабушки у подъездов. А сотрудники офиса, в котором располагается редакция, и вовсе забомбили Instagram фотками Mitsubishi с тянущимся в форточку проводом.
Mitsubishi i-MiEV
Ранним утром я подхожу к машине. Отсоединяю кабель, поворачиваю ключ... ого, мне обещают аж 151 км до пустого бака разрядки батареи. Что же, в путь! Благо утренняя прохлада позволяет обойтись без кондиционера, да и машин в сторону "вон из Москвы" совсем мало. Через километр обратный отсчет лишает меня четырех верст, а на выезде из города я вижу цифру 125 км, хотя за плечами я оставил всего 15 километров пути... Эх, если и дальше так пойдет — искать мне розетку по деревням Московской области...
На самом деле даже обидно, что i-MiEV так похож на обычный автомобиль с ДВС. У него самый обыкновенный ключ зажигания, самые обыкновенные приборы, в которых лишь значок заправочной колонки заменен на изображение вилки с проводом. Управление движением — через привычные руль и педали, а на центральном тоннеле возвышается совершенно натуралистичная имитация коробки-автомата. Даже фары — самые обыкновенные, галогенные, не какой-то там светодиод.
Mitsubishi i-MiEV
Нутром чую, самая экономичная для меня скорость — это 70 км/ч. И действительно, спустя 20-30 км расход топлива электроэнергии выравнивается — 1 километр обратного отсчета становится равен 1 километру реальной дороги. Коробки передач в привычном смысле слова здесь нет — лишь одноступенчатый редуктор, соединяющий мотор с колесами. Зато рычаг, что имитирует АКПП, оснащен двумя диковинными режимами B и C — от слов Brake и Comfort. В первом случае автомобиль начинает при первой возможности тормозить двигателем, рекуперируя энергию, а во втором, напротив, склонен поощрять движение накатом.
На самом деле именно "C" — самый экономичный режим на трассе. Энергию, затраченную на разгон автомобиля, куда эффективнее использовать при движении накатом, нежели рекуперировать. Так что "B" - это для исправления ошибок, когда перед светофором ты набрал неоправданно высокую скорость и хочется загнать ее обратно в батареи.
Mitsubishi i-MiEV
Половина пути позади. Уровень энергии показывает 9 делений из 16 — у меня возникает надежда. Вообще, движение по трассе со скоростью 70 км/ч ничуть не напрягает: i-MiEV — машина узкая и остальные участники движения ее без особых проблем опережают. Кстати, несмотря на компактные габариты, i-MiEV внутри — полноценная четырехместная машина. Да, в ширину она несколько уступает Chevrolet Tahoe, но не критично. А по запасу для ног задних пассажиров и вовсе готова спорить с моделями классом выше. Тут даже багажник на пару спортивных сумок есть!
Вообще i-MiEV с технической точки зрения машина занятная. Построена она на шасси кей-кара Mitsubishi i, который, в свою очередь, состоит в близкородственных отношениях с европейским миникаром Smart. Да-да, это заднемоторный и заднеприводный автомобиль. Но на трассе он удивительно стабилен! Благодаря размещенным под полом батареям i-MiEV обладает крайне низким центром тяжести, позволившим совместить хорошую управляемость с неплохой плавностью хода на фоне отсутствия кренов кузова. Еще один плюс — отсутствие шума двигателя. Легкое гудение, конечно, улавливается, но не более того.
Mitsubishi i-MiEV
Минусы проявились, как только я пересек границу Московской области. Да-да, сюда i-MiEV добрался своим ходом с остаточным запасом в 50 км! Оказалось, что подвеска электокара, которая на ровной поверхности радовала управляемостью и плавным ходом, ям не просто не любит, но и боится! Ходы у нее совсем невелики, а энергоемкость не выдерживает никакой критики — если неровность, то сразу пробой! Да и узенькие низкопрофильные колесики не добавляют уверенности. Так что — аккуратность и еще раз аккуратность.
И все же я добрался. 132 км и еще 17 в остатке. Так-то, товарищи! Водить экономно уметь надо! Тогда и электрокар у вас проедет 150 км на одном заряде по российским дорогам общего пользования. А при попутном ветре и того больше.
Mitsubishi i-MiEV
Дальнейшие эксперименты показали: даже по застрявшей в пробках Москве i-MiEV может проехать до 120 км на одном заряде. Или 70-80 км с кондиционером. Или 50-60 с включенной печкой. Или 40-50 с печкой в режиме газ акселератор в пол.
Кстати, с зарядкой тоже не все так просто. Мало иметь розетку под рукой, надо быть готовым к тому, что автомобиль будет запасаться электричеством не менее 6 часов. И заранее планировать, где и как вы его запитаете. Скажем, зарядка от розетки в редакции через форточку пару раз прерывалась... дождем. Как-то все же боязно оставлять под струями воды соединения вилок и розеток!
И все же, покупка i-MiEV — это разумно? Выгодно? Мы сделали наши традиционные подсчеты. Ожидаемо, автомобиль заметно опередил всех лишь в одной номинации из трех — цене билета. Причем выиграл с огромным перевесом не только у других машин, но и у электропоездов — так-то, господин Якунин! Но есть подвох... чтобы добраться на Mitsubishi до Питера, потребуется 4 остановки часов на 6 каждая. Да-да, на зарядку. Кажется, первый поезд по Николаевской железной дороге в 19 веке шел быстрее.
Недели не хватило, чтобы полностью перестроить свое сознание на электротягу. В голове все равно возникали выражения «педаль газа» или «запас топлива». Но привычка рассчитывать свой путь от розетки до розетки возникла быстро. Появился и подсознательный контроль стиля движения — предельно экономичный или более дерзкий, когда батарея полностью заряжена. Кстати, на городских скоростях 67-сильный i-MiEV может быть весьма резвым. По крайней мере до 60 км/ч машина набирает скорость быстрее потока.
И все же я с трудом представляю человека, способного отдать свой кровный миллион рублей за такой автомобиль. Электрокар Mitsubishi — это все же сугубо городское транспортное средство, которому, к тому же, позарез нужен собственный гараж с мощной электропроводкой. Я же, пропитавшись позитивно-заряженными ионами, стал присматриваться к электобайкам. 35 тысяч рублей за двухколесное чудо с запасом хода в 70-90 км — весьма заманчивое предложение, не так ли?
Конкуренты:
Suzuki Splash | Tesla Model S | TXED Smart Electric Energy |
i-MiEV — единственный электромобиль, который официально поставляется в Россию, так что напрямую сравнивать его не с чем. Если же оценивать Mitsubishi просто как машину, закрыв глаза на тип двигателя, то она попадает в сегмент А+ и конкурирует с такими малопопулярными моделями как, например, Suzuki Splash за 559 тысяч рублей. | Едва ли не главный конкурент в борьбе за экологически-ответственных покупателей — культовый хетчбэк Tesla Model S. По всем показателям этот американец превосходит i-MiEV, но есть два «но». Во-первых, Tesla у нас официально не продается и гарантии на серые машины нет. Во-вторых, даже если вы сами ввезете такой автомобиль из США, он обойдется никак не меньше 3 миллионов и еще нескольких сотен рублей. | Если же для вас электотранспорт — хобби, и тратить на него все семейные сбережения вы пока не готовы, то купите себе электровелосипед. Например, за такое чудо китайской промышленности с запасом хода до 90 км и максималкой в 30 км/ч в Москве сейчас просят как за модный смартфон - 34 тысячи рублей. |