Автомобильный журнал

Кто ушел главу Volkswagen?

24 сентября 2015 12:08
image
Поделитесь с друзьями

Скандал с компанией Volkswagen, который пресса уже окрестила Дизельгейтом (по аналогии с Уотергейтским скандалом, из-за которого президент США Ричард Никсон был вынужден досрочно покинуть пост), набирает обороты. Вчера вечером, в среду 23 сентября, о своей добровольной отставке объявил гендиректор VW Мартин Винтеркорн. При этом вина самого Винтеркорна неочевидна, так что его уход многие приняли за подтверждение теории заговора. Что это за теория? И почему все чаще приходится слышать вопрос: «А не обанкротится ли теперь Volkswagen»? Расскажем обо всем по порядку.

Что за «Дизельгейт»?

Гром средь ясного неба грянул в прошлую пятницу. Американское Агентство по защите окружающей среды EPA выдвинуло против Volkswagen обвинение в том, что, во-первых, его машины с дизельными двигателями не соответствуют принятым в США нормам токсичности, а, во-вторых, руководство компании знало о проблеме и скрывало ее.

Предпосылки первого обвинения мы подробно описали еще пару дней назад. А вот во второе изначально верилось с трудом. По версии EPA, Volkswagen оснащал свои машины специальным программным обеспечением. Оно выявляло момент, когда машина находится не на дороге, а в лаборатории на испытательном стенде, после чего переводило двигатель в иной режим работы, при котором падала мощность, страдал ресурс и, возможно, увеличивался расход топлива, зато снижались вредные выбросы. Как только машина выезжала из лаборатории, электроника возвращалась в обычный режим работы, мотор выдавал полную мощность, но здорово коптил воздух – выхлоп токсичных оксидов азота превышал максимально допустимый уровень в 40 раз!

Это очень серьезное обвинение. Фактически, Volkswagen уличили в том, что компания сознательно обманывала американские власти и американских граждан, преуменьшая опасность своих автомобилей. Умышленно отравляла воздух токсичными веществами. И вскоре Volkswagen фактически признал факт преступления, по которому, кстати, ведется уголовное расследование. Прощальными словами самого Мартина Винтеркорна были «Я не могу поверить, что ошибки такого масштаба могли быть допущены в концерне Volkswagen».

Прямая и явная угроза

Volkswagen, что называется, попал. В компании уже заявили, что готовы оперативно потратить 6,5 миллиардов евро на то, чтобы исправить эту ситуацию. Тем самым, фактически, признали и наличие проблемы, и собственную вину. Однако этих денег вряд ли хватит для того, чтобы выйти сухими из воды.

Во-первых, суммарный штраф в США по закону может составить 18 миллиардов долларов. Это те деньги, которые от Volkswagen может потребовать американское правительство. Далее, компании придется за свой счет отозвать и отремонтировать почти 500 тысяч дизельных машин. Проблема в том, что, возможно, привести данные дизели в соответствие с американскими экологическими требованиями не получится в принципе. То есть машины придется выкупать у клиентов и уничтожать – а это еще несколько миллиардов долларов.

Далее. В сообщении EPA черным по белому сказано, что те граждане США, чье здоровье могло пострадать из-за вредных выбросов от автомобилей Volkswagen, имею право подавать судебные иски к концерну в частном порядке, требуя компенсаций. Напомним, речь идет о стране, в которой курильщикам удавалось отсудить у табачных компаний миллионы долларов за вред от курения. В итоге к Volkswagen могут быть поданы сотни и даже тысячи частных исков, по каждому из которых скорее всего придется платить сотни тысяч, а то и миллионы долларов.

В США, как мы уже писали выше, было продано почти 500 тысяч машин с теми самыми дизелями. Однако VW заявил, что по всему миру проблема может коснуться 11 миллионов машин. Аналогичные расследования по поводу фальсификации результатов тестов на токсичность моторов Volkswagen уже начинаются во Франции и Южной Корее. Дело вообще пахнет международным скандалом: по сообщениям ряда СМИ, проблему скрывали не только боссы Volkswagen, но и руководство Германии, которое было в курсе махинаций с лабораторными испытаниями на вредные выбросы.

Наконец, EPA взялось за проверку других дизельных моторов Volkswagen. Если изначально речь шла о двухлитровых четверках серии EA 189, то теперь проверяют трехлитровый V6, который в России знаком владельцам внедорожников Touareg и Audi Q7. Если с этими машинами Volkswagen проделывал тот же трюк, то первоначальная сумма в 18 миллиардов покажется сущей мелочью.

В итоге, при самом неблагоприятном развитии событий этот скандал может обойтись Volkswagen в десятки миллиардов долларов и евро. В сумму, сравнимую со стоимостью самого концерна. Вот почему все чаще идут разговоры о банкротстве. Заводы, конечно, закрывать не будут. Но акционеры свою компанию потеряют. А спасением в таком случае может стать лишь государственная помощь и национализация автогиганта. Это, если смотреть совсем далеко, в свою очередь может стоить кресла канцлеру Германии Ангеле Меркель – особенно, если подтвердится предположение о том, что она была в курсе мошенничества.

Теория заговора

Согласитесь, все описанное выше выглядит как чей-то коварный заговор. Для начала отметим, что Volkswagen на дизелях собаку съел. В этот разношерстный концерн входит производитель грузовиков MAN – контора, в которой в конце 19 века трудился не кто иной, как Рудольф Дизель! Фактически можно сказать, что Volkswagen – прямой наследник этого изобретения. И в деле легкового дизелестроения именно VW был пионером – автомобили этой марки получили дизели одними из первых. Уж если Volkswagen не умеет делать «чистые» дизельные двигатели, то кто вообще тогда умеет?!

Скандал, по случаю, совпал с тем, что Volkswagen по итогам первой половины 2015 года впервые стал крупнейшим автоконцерном в мире по числу проданных машин. Причем в США VW – лидер по продвижению именно дизельных авто. Именно моторы на тяжелом топливе являются, а точнее являлись, главным преимуществом немцев перед Ford, Chrysler и особенно General Motors.

Ну как тут не заподозрить американские автоконцерны в, мягко говоря, заинтересованности? Тем более, что несколькими годами ранее очень похожая история случилась с концерном Toyota. Японцев обвинили в том, что в их машинах педаль газа может зацепиться за коврик и остаться нажатой. Этот скандал тоже совпал с тем, что Toyota, обогнав GM, вырвалась в лидеры мирового автопрома.

Америка вообще – страна лоббистов. И у дизельных «Фольксвагенов» был и другой враг – нефтяные компании. Моторы на солярке потребляют заметно меньше топлива по сравнению с традиционными американскими бензиновыми «монстрами». Очевидно, что массовое распростроенение просторных, мощных, но экономичных легковушек Volkswagen крайне негативно сказывалось на доходах от внутренних продаж продуктов нефтепереработки.

Наконец, лично у Мартина Винтеркорна есть один очень могущественный враг. Имя ему – Фердинанд Пих. Бывший глава Volkswagen, внук самого Фердинанда Порше, один из крупных акционеров и, до последнего времени, председатель наблюдательного совета. В мае этого года Фердинанд Пих вступил в открытое противостояние с Мартином Винтеркорном и, к удивлению многих, потерпел поражение.

Пих, который пережил многих генеральных директоров Volkswagen, каждый раз добивался ухода неугодного менеджера, но в этот раз сам был отправлен в отставку с унизительной формулировкой «в связи с утратой взаимного доверия». Вряд ли «серый кардинал» Volkswagen просто так забыл свою обиду.

Среди экспертов, аналитиков и бывших менеджеров концерна Volkswagen  все чаще можно услышать мнение, что весь этот Дизельгейт без Фердинанда Пиха не обошелся. Несмотря на отставку, он остался крупным акционером и сохранил множество влиятельных знакомых в компании.

Впрочем, утверджение, что именно Пих все подстроил, звучит дико. Ведь это он был тем самым человеком, который превратил Volkswagen из местного немецкого автопроизводителя в мировую империю, сделал Audi конкурентом Mercedes и BMW, возродил Bentley и Bugatti – согласитесь, вряд ли он стал бы разрушать результаты столь масштабного труда ради сведения личных счетов.

А вот воспользоваться ситуацией и подтолкнуть и без того падающего Мартина Винтеркорна Фердинанд Пих, пожалуй, мог. Тем более, что на освободившееся место уже прочат давнего друга и соратника Фердинанда Пиха, нынешнего главу Porsche Маттиаса Мюллера. Так или иначе, но о назначении преемника Винтеркорна может быть объявлено уже завтра – в пятницу, 25 сентября.

P.S.

Как вы могли заметить, мы ввели тэг «Дизельгейт», кликнув по которому вверху статьи, вы можете посмотреть все новости по теме. Думаем, таковых с каждой неделей будет все больше.

Скандал не зря называется не «Фольксвагенгейт», а именно «Дизельгейт». Есть сильные подозрения, что жульничество с проверкой дизельных моторов на токсичность, в котором уличили Volkswagen, свойственно и другим автоконцернам, чьи моторы просто так дотошно не проверяли. Повторимся, Volkswagen – это мировой лидер в производстве легковых дизельных двигателей. Маловероятно, что немцам не удалось справиться с проблемой, которую успешно решили американцы, японцы и корейцы.

Среди специалистов уже звучат слова о том, что американские нормы токсичности для легковых дизельных двигателей столь суровы, что им невозможно соответствовать – остается только обманывать. Если это правда, нас ждет удивительное продолжение скандала, в который окажутся втянуты все мировые автоконцерны. Запасайтесь попкорном!

image
Подпишитесь на канал в Яндекс.Дзен Подписаться
Текст: Сергей Иванов
Фото: Volkswagen
image
Поделитесь с друзьями
CarTimes.TV: Парижский автосалон
CarTimes.TV: Парижский автосалон
CarTimes.TV: BMW X6
CarTimes.TV: BMW X6
CarTimes.TV: MINI 5d
CarTimes.TV: MINI 5d
CarTimes.TV: BMW i8
CarTimes.TV: BMW i8
CarTimes.TV: Subaru Outback
CarTimes.TV: Subaru Outback
У нас есть значительная фора по времени

Исполнительный директор MMC Rus Андрей Панков — главный по электромобилям в России. В беседе с CarTimes.ru господин Панков рассказал об удовольствии за рулем, важности бизнес-связей и электрическом будущем легендарного Mitsubishi Pajero.

05 февраля 2014
Россию характеризует слово «непредсказуемость»

Артем Гусаров работает в автомобильном бизнесе уже более 15 лет, последние два из которых — в должности управляющего директора KIA Motor RUS. Ради этой должности он вернулся из Европы, где возглавлял бренд Chevrolet. В беседе с CarTimes.Ru, господин Гусаров рассказал, что стало причиной его возвращения, почему KIA удается увеличивать продажи на падающем российском рынке и где лучше готовят корейские блюда.

12 августа 2013
Вместе и порознь

Президент Peugeot Максим Пика и глава Citroen Фредерик Банзе о будущем французских брендов

13 июня 2013