image Автомобильный журнал Автомобильный журнал

Электрифицируй это

31 октября 2017 15:10
Текст: Александр Орехов
Фото: moesk.ru

К середине ноября правительство РФ сформирует межведомственную комиссию, которая разработает конкретную стратегию поддержки электромобилизации нашей страны. Об этом сообщают «Известия» со ссылкой на письмо, направленное по поручению вице-премьера Аркадия Дворковича в ключевые министерства, правительства Москвы и Санкт-Петербурга, Московский автомобильно-дорожный университет и Московский политехнический университет, госкорпорации «Ростех» и «Россети» и АО «ГЛОНАСС».

Предполагается, что материальную помощь получат как покупатели электрокаров, так и компании, развивающие зарядную инфраструктуру. Первым предложат субсидии и льготные условия кредитования и лизинга, вторым – налоговые льготы за оборудование зарядных станций. Также поставлена задача по упрощению порядка установки на электромобили комплексов ЭРА-ГЛОНАСС. Кроме того, бюджетные организации могут обязать приобретать какое-то количество EV для своих автопарков.

Работающим на территории страны производителям электромобилей также обещают поддержку, но таковых пока просто нет – ни отечественных, ни иностранных, локализовавших сборку. При этом концептуальные и мелкосерийные наработки имеются у многих: достаточно вспомнить Lada Ellada 2012-2013 годов, прошлогодний концепт Lada Vesta EV или «ГАЗель NEXT» с электроприводом, показанную недавно на выставке Comtrans. Даже УАЗ совместно с НАМИ сделал гибридную версию грузовичка «Профи», которая может перемещаться только за счет электротяги и подзаряжаться от сети. А, например, «КамАЗ» уже в следующем году готов наладить выпуск 12-метровых электрических автобусов (электробусов).

Что же касается импортных электромобилей, их поддержкой российское правительство с переменным успехом занимается с 2014 года, когда были впервые обнулены таможенные пошлины на ввоз легких электрокаров. Это, например, позволило компании Mitsubishi снизить цену на хетчбэк i-MiEV, который мы в CarTimes.ru успели протестировать, с 1 миллиона 799 тысяч до 999 тысяч рублей. Правда, продавались эти машины все равно плохо и даже успели попасть под отзыв. Реализовав в 2016 году всего 11 штук i-MiEV, «Мицубиси» убрала модель с рынка вместе с подзаряжаемым гибридом Outlander PHEV – кроссовером, который также не прижился в РФ, но продолжает бить рекорды в Европе, где как раз существуют всесторонние меры стимуляции продаж электрического транспорта.

В последний раз совет Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), куда входит РФ, обнулил пошлины летом 2016 года – до осени 2017-го. В настоящее время эта мера уже не действует, но Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) и отдельные представители индустрии, например, Nissan уже попросили российские власти продлить льготный период. В Минпромторге ответили, что скоро этот вопрос рассмотрит соответствующая подкомиссия. Заметим, что в начале этого года Комитет автопроизводителей АЕБ впервые включил в список своих задач развитие электротранспорта в России, подразумевая совместную работу с правительством и энергетическими компаниями – такими как «Россети», которая обещала к концу 2018 года установить в стране 1000 зарядных станций. «Россети» сотрудничают, в частности, с Renault – этим летом они анонсировали электромобилизацию Санкт-Петербурга с запуском EV-каршеринга. Для Москвы же еще с 2012 года строится публичная сеть «электрозаправок» МОЭСК-EV.

Существуют и определенные подвижки на законодательном уровне. Так, этим летом премьер Медведев поручил внести изменения в ПДД, добавив в них термины «электромобиль» и «гибридный автомобиль», а также знаки «Зона с ограничением экологического класса механических транспортных средств и «Зона с ограничением экологического класса грузовых автомобилей». Правда, его старший коллега, президент Путин, в электрификацию, похоже, не верит. В своем недавнем выступлении на Российской энергетической неделе Владимир Владимирович заявил, что электрокары наносят больший вред планете, чем бензиновые и дизельные авто, поскольку энергия в их батареях получена, в основном, за счет сжигания угля и мазута, и высказался в том смысле, что для нашей страны перспективнее использование двигателей, работающих на менее токсичном природном газе.

Как бы то ни было, на данный момент и электромобилей, и зарядных станций для них в России очень мало. По данным агентства «Автостат», в период с января по август этого года в стране зарегистрировали только 50 электрокаров моделей Tesla Model S и Model X, Nissan Leaf, Mitsubishi i-MiEV и Renault Twizy. Причем официально из них у нас предлагают только микрокар Twizy – вместе с коммерческим Kangoo Z.E., на который, видимо, не нашлось ни одного покупателя. При этом Renault вроде бы собирается привезти к нам свой самый популярный электрокар – ZOE, Nissan обещал наладить поставки нового Leaf, а Tesla планирует открыть в РФ официальное представительство. Очевидно, что во многом реализация этих планов будет зависеть от дальнейших действий чиновников с их новой комиссией. При этом в Минэкономразвития полагают, что в отдельных областях российские производители смогут не только выйти на уровень мировых компаний, но и занять лидирующие позиции к 2025 году.

Галерея Тест-драйв Mitsubishi i-MiEV