Когда-нибудь это обязательно должно было случиться. Концерн General Motors, один из крупнейших автопроизводителей в мире, символ консервативной Америки с традиционными мужчинами в строгих костюмах и их женами-домохозяйками, возглавит женщина. В новую должность Мэри Барра вступит 15 января, когда ее предшественник Дэн Акерсон покинет свой пост, чтобы уделять больше времени больной жене.
Это исторический момент для мирового автопрома. Отрасль традиционно считается мужской и рулят в ней мужчины — женщинам отводят роли пресс-секретарей, маркетологов или (в лучшем случае) допускают наследниц автоимперий в советы директоров. Стоило GM объявить об этом назначении, как форумы наполнились самыми разносторонними мнениями, начиная от «Это последний гвоздь в гроб американского автопрома», до «Пожалуй, пора прикупить пакет их акций». К слову, ценные бумаги GM на новости об этом назначении потеряли полпроцента.
Так кто же такая Мэри Барра и как ей удалось прорваться на вершину мирового автопрома? CarTimes.ru попытался разобраться, как GM дошел до жизни такой.
Американская дочь
Мэри Тереза Макела (в замужестве Барра) — женщина с образцово-показательной для мужского мира биографией. Она родилась в городе Уотерфорд, расположенном в нескольких десятках километров к северо-западу от Детройта. Далекий 1961 год, когда на свет появилась маленькая Мэри, был рассветом американской автомобильной индустрии. Японские и европейские автоконцерны только начали восставать из руин Второй мировой войны, зато в США вернувшиеся на родину солдаты и их подрастающие дети обеспечивали постоянно растущий спрос на главный символ американской мечты — автомобиль.
Не удивительно, что и отец Мэри трудился на автомобильном заводе Pontiac — он был мастером штамповочного оборудования и, словно герой Клинта Иствуда из оскароносного фильма "Гран Торино", отдал автоиндустрии 39 лет.
Трудно сказать, какой была роль главы семейства Макела в выборе профессии для дочери, но Мэри продолжала семейную традицию, поступив в Кеттерингский университет — дочернее учебное заведение General Motors. Уже в 18 лет ее пригласили стажером в GM. С тех пор карьера миссис Барра неразрывно связана с этим американским гигантом.
Инженер не на сотню рублей
Американские эксперты отмечают, что Мэри Барра — первый инженер в руководстве GM за последние 20 лет. Действительно, все прошлые годы корпорацией управляли финансисты. Барра не только получила образование специалиста по автомобильной электронике, но позже защитила в Степфорде степень MBA.
Как и ее отец, миссис Барра поработала на заводах GM, но только не штамповщиком, а директором. Она действительно разбирается в производстве, занималась проблемами качества, унификации, закупок комплектующих. Наконец, Мэри Барра приложила свои таланты и к разработке новых машин.
В то же время, сейчас в американской автоиндустрии царят управленцы, не только не имеющие производственного и конструкторского опыта, но, порой, и вовсе пришедшие из других областей бизнеса. Многие эксперты уже подметили, что в отличие от американского автопрома, пребывающего сейчас в перманентном кризисе, во главе японских и немецких компаний стоят инженеры — быть может это одна из причин их успеха?
Автомобильная девчонка
Назначению Мэри Барра на должность главы GM предшествовала фраза, сказанная еще в сентябре ее предшественником Дэном Акерсоном. Выступая на конференции, он отметил, что «сейчас главами Большой Тройки американского автопрома являются не автомобильные парни». И добавил: «Я верю, что в скором времени на их место придет автомобильная девчонка». Игра слов Акерсона (анг. non-car guys – car gal) пришлась по вкусу профильным СМИ и с тех пор прозвище Car Gal прочно закрепилось за Мерри Барра.
Легендарный автомобильный руководитель Ли Яккока, возглавлявший Ford и Chrysler в те годы, когда Мэри Барра только начинала свою карьеру, в своем бестселлере «Карьера менеджера» рассуждал, что автомобильный бизнес — это противоборство фантазеров-инженеров и финансистов-крохоборов. Новая руководительница GM, по мнению многих, должна объединить два этих лагеря.
У Мэри Барра уже есть признанные заслуги. Последние два года она была вице-президентом General Motors, отвечавшим за новые разработки. Именно из-под ее крыла появились новый Chevrolet Corvette Stingray, Cadillac CTS и GMC Sierra — машины, тепло принятые и автомобильной прессой, и покупателями. Теперь в руках 52-летней главы крупнейшего американского автоконцерна, жены и матери двоих детей будет гораздо больше возможностей. Посмотрим, сможет ли она в самом деле изменить автомобильную индустрию раз и навсегда.
Исполнительный директор MMC Rus Андрей Панков — главный по электромобилям в России. В беседе с CarTimes.ru господин Панков рассказал об удовольствии за рулем, важности бизнес-связей и электрическом будущем легендарного Mitsubishi Pajero.
Артем Гусаров работает в автомобильном бизнесе уже более 15 лет, последние два из которых — в должности управляющего директора KIA Motor RUS. Ради этой должности он вернулся из Европы, где возглавлял бренд Chevrolet. В беседе с CarTimes.Ru, господин Гусаров рассказал, что стало причиной его возвращения, почему KIA удается увеличивать продажи на падающем российском рынке и где лучше готовят корейские блюда.
Президент Peugeot Максим Пика и глава Citroen Фредерик Банзе о будущем французских брендов