Все, кто пользуется компьютерами или мобильными устройствами знают об угрозе хакеров. Вам могут взломать почту, украсть важные документы, узнать пароль от личного кабинета в банке и многое другое. В общем, доставить массу неприятностей. Но не убить – компьютер в средство повышенной опасности пока не превратился. В отличие от машины…
Я жму на педаль тормоза, но машина даже не замедляется, - пишет в американском Forbs репортер Энди Гринберг. Вместе с ним в салоне Ford Escape сидят Чарли Миллер и Крис Валасек - люди, взломавшие компьютерную систему автомобиля. Один клик – и тормоза заработали вновь.
Миллер и Валасек – эксперты в области обнаружения уязвимостей, слабых мест в компьютерных программ, которыми могут воспользоваться хакеры. Недавно они взялись за машины и результаты впечатляют: если у Ford Escape получилось просто отключить тормоза, да и то только на малой скорости, но Toyota Prius по команде хакеров внезапно резко тормозила, дергала руль и начинала разгоняться.
Правда, волноваться владельцам упомянутых машин рано: для всех эти фокусов хакерам потребовалось забраться внутрь машины и подключить ноутбук к бортовой системе. Так что же, опасность призрачна?
Нет! По крайней мере, в этом уверен инженер компании Dell Джин Риз, который недавно купил себе электрокар Tesla Model S. Прогрессивный автомобиль должен быть прогрессивен во всем, в том числе и в мобильных технологиях: через приложение для смартфона многими функциями машины владелец может управлять со своего смартфона: узнавать ее местонахождение, открывать люк и багажник, запускать климатическую установку или узнавать степень заряда аккумуляторов. Так вот, на первые три месяца для доступа к автомобилю ему присваивается стандартный пароль, список которых хранится на сервере Tesla Motors. Взломав этот сервер, хакер получает доступ ко всем автомобилям Model S, проданным за последние три месяца, уверен Риз.
С Tesla, однако, тоже пока не все так страшно: через смартфон нельзя сделать ничего, что могло бы повлиять на безопасность водителя и пассажира, хотя история, прямо скажем, неприятная. Но ключевое слово в этой истории, по мнению специалистов - «пока»! Машины становятся все умнее и оттого – уязвимее.
У Ford Escape хакеры нарушили работу ABS, в результате чего тормоза отказали на небольшой скорости. Но у более продвинутых машин можно будет отключать тормозную систему полностью независимо от скорости движения. Дело в том, что все больше автомобилей лишены механической связи между педалью тормоза и тормозными механизмами: впервые концепцию «торможение по проводам» с электронной педалью тормоза применил Mercedes, однако у этой технологии все больше последователей.
В infiniti пошли еще дальше – новейший седан Q50 лишен прямой механической связи между рулем и колесами. Даже если водитель со всех сил вцепится в руль, хакер сможет управлять автомобилем через компьютер. Ну а уж пресловутые электронные педали газа, заменившие привычную связку из тросика и дроссельной заслонки, давно можно встретить даже на автомобилях Lada…
Вопрос о том, как взломать автомобиль на расстоянии, тоже в скором времени будет решен. Я отлично помню, как на полигоне Ford в бельгийском Ломмеле испытатели демонстрировали систему беспроводной связи между машинами: экспериментальные минивэны Galaxy обменивались друг с другом информацией о скорости и направлении движения. В недалеком будущем этому планируется научить все автомобили – считается, что подобная сеть позволит заранее прогнозировать траектории движения и предвидеть аварии. В этом случае в салоне прозвучит предупреждение об угрозе столкновения, а если водитель не среагирует, автоматика сама примет меры, активировав тормоза или изменив направление движения – на уровне прототипов эта технология уже существует. Представьте, что беспроводной протокол передачи данных от машины к машине взломает хакер и пошлет неверный сигнал, спровоцировав аварию.
К счастью, потенциальную опасность хакерских атак на автомобили понимают не только независимые эксперты, но и разработчики умных машин, а также правительство стран, которые собираются легализовать автомобильные автопилоты. Так что на доработку технологии уйдет еще как минимум 5-10 лет, в течение которых мы можем не заботится об установке в машины антивирусов. А дальше… дальше я бы лично все же припрятал в дачном гараже дедушки старый добрый УАЗик с карбюраторным мотором. А что? А если завтра кибервойна? Этот автомобильный ветеран уж точно будет хакерам не по зубам.
Исполнительный директор MMC Rus Андрей Панков — главный по электромобилям в России. В беседе с CarTimes.ru господин Панков рассказал об удовольствии за рулем, важности бизнес-связей и электрическом будущем легендарного Mitsubishi Pajero.
Артем Гусаров работает в автомобильном бизнесе уже более 15 лет, последние два из которых — в должности управляющего директора KIA Motor RUS. Ради этой должности он вернулся из Европы, где возглавлял бренд Chevrolet. В беседе с CarTimes.Ru, господин Гусаров рассказал, что стало причиной его возвращения, почему KIA удается увеличивать продажи на падающем российском рынке и где лучше готовят корейские блюда.
Президент Peugeot Максим Пика и глава Citroen Фредерик Банзе о будущем французских брендов