Автомобильный журнал

50 лет в одиночестве

12 февраля 2013 15:15
image
Поделитесь с друзьями

В 2013 году исполняется 50 лет одному из самых знаменитых автомобилей в истории – Porsche 911. В компании празднование этого юбилея решили растянуть на весь год, устраивая съезды раритетных машин, автопробеги, выставки.  Мы же вспомним о том, как этот необычный автомобиль появился на свет, и попытаемся понять, чем объясняется его величие.

Наверно, таково свойство немцев – придумать что-то несуразное и потом десятилетиями доводить его до совершенства. Porsche 911 — ярчайшее тому подтверждение. С самого начала в этом автомобиле все было не так. Но упорство конструкторов нашло свою награду – за 50 лет модель выпустили 820-тысячным тиражом, что сделало ее популярнейшим спорткаром в истории.

Заднемоторную компоновку автомобилей придумали, конечно, не 50 лет назад, а гораздо раньше. В 20-е и 30-е годы прошлого века именно такая конструкция считалась очень перспективной для легковых автомобилей – чехи строили знаменитые представительские «Татры», а в Германии некто Фердинанд Порше старший сконструировал народный автомобиль, названный позднее Volkswagen Beetle.

Впрочем, до сих пор речь шла о пассажирских, но не о спортивных машинах. Чем руководствовался тот же господин Порше, когда при проектировании своей 356-й модели решил так же запихнуть двигатель назад, знают одни автомобильные боги. Разве что привычкой и желанием использовать агрегаты Volkswagen Beetle.  Но для легкого спорткара с маленьким и маломощным двигателем такое решение не было проблемой. Его беда была в другом: к концу 1950-х годов стало очевидным, что машине не хватает динамики. А значит, настала пора построить совершенно новый автомобиль.

Новинку, которая первоначально называлась «изделие № 901», проектировал уже сын основателя фирмы, Фердинанд Порше младший. И идти бы ему общемировым путем – создать купе с расположенным спереди рядным или V-образным мотором и приводом на задние колеса, как тогда делали почти все компании. Так нет, Порше-младший оказался еще упорнее своего отца – в 1963 году посетители Франкфуртского автосалона могли лицезреть новую машину с шестицилиндровым оппозитным атмосферным мотором, расположенном сзади. Из-за протестов компании Peugeot, застолбившей за собой права на все трехзначные названия с нулем посредине, новый спорткар вскоре переименовали в Porsche 911. Легенда родилась!

Собственно, компоновочные особенности нового Porsche с самого начала жестко критиковались – заднеприводный автомобиль с тяжелым мотором в багажнике отличался крутым нравом, срываясь в занос по поводу и без. Именно из-за этой нестабильности, никто кроме Porsche на выпуск чего-то подобного не решался ни до  1963 года, ни позже. С проблемой немцы начали бороться сразу, увеличив базу, поиграв с колеей и кинематикой подвесок, подбирая разный тип резины… Но все это было полумерами.

911-е семейство постоянно развивалось, хотя концепция автомобиля оставалась прежней. Появлялись более мощные моторы, открытые модификации, полный привод, наконец – турбонаддув. В 70-е в компании пришли к пониманию, что от заднемоторной компановки все же пора отходить, представив классические купе 928 и 924. Но тут произошло то, чего никто не ожидал: автомобилисты стали голосовать именно за 911, причем делать это своими кошельками! Оказалось, что именно такой, своенравный характер, многим по душе.

Постоянно модернизируясь, классический 911-й продержался на конвейере до 1998 года! Интересно, что к его рестайлингу приложил руку и дизайнер русского происхождения, Анатолий (Тони) Лапин, придумавший удачные интегрированные бамперы.

 В 1998 году увидел свет совершенно новый Porsche 911 с заводским индексом 996. Но вот дела – чудную заднемоторную компановку немцы сохранили, улучшив ее столь существенно, что по управляемости машина теперь могла сравниться со среднемоторными аналогами! Зато моторы наконец получили жидкостное охлаждение, да и дизайн аппарата стал куда современнее. Последний факт поклонников, однако, не порадовал – уже в следующем 997-м поколении, ставшем, по сути глубокой модернизацией 996-го, машине вернули привычные круглые фары.

Наконец, только в 2011 году Porsche показал «изделие № 991», — фактически третье за почти полвека поколение легендарного 911-го! Базу вновь растянули, развесовку поправили – о чудной заднемоторной компоновке теперь можно лишь догадываться. За 50 лет инженеры создали настоящий шедевр, научив неправильный со всех точек зрения автомобиль ездить так, как не умеет ни один традиционный аналог.

Результат в 820 тысяч проданных автомобилей – рекорд для спорткара такого уровня. Чуть большим тиражом разошлась, к примеру, Mazda MX-5, но это, как говорится, совсем другая каста. И очевидно, что предел пока не достигнут – 911 оказался очень успешной франшизой. 50 лет – не возраст, какие его годы!

image
Подпишитесь на канал в Яндекс.Дзен Подписаться
Галерея Porsche 911
Текст: Сергей Иванов
Фото: carTimes.ru
image
Поделитесь с друзьями
CarTimes.TV: Парижский автосалон
CarTimes.TV: Парижский автосалон
CarTimes.TV: BMW X6
CarTimes.TV: BMW X6
CarTimes.TV: MINI 5d
CarTimes.TV: MINI 5d
CarTimes.TV: BMW i8
CarTimes.TV: BMW i8
CarTimes.TV: Subaru Outback
CarTimes.TV: Subaru Outback
У нас есть значительная фора по времени

Исполнительный директор MMC Rus Андрей Панков — главный по электромобилям в России. В беседе с CarTimes.ru господин Панков рассказал об удовольствии за рулем, важности бизнес-связей и электрическом будущем легендарного Mitsubishi Pajero.

05 февраля 2014
Россию характеризует слово «непредсказуемость»

Артем Гусаров работает в автомобильном бизнесе уже более 15 лет, последние два из которых — в должности управляющего директора KIA Motor RUS. Ради этой должности он вернулся из Европы, где возглавлял бренд Chevrolet. В беседе с CarTimes.Ru, господин Гусаров рассказал, что стало причиной его возвращения, почему KIA удается увеличивать продажи на падающем российском рынке и где лучше готовят корейские блюда.

12 августа 2013
Вместе и порознь

Президент Peugeot Максим Пика и глава Citroen Фредерик Банзе о будущем французских брендов

13 июня 2013