image Автомобильный журнал Автомобильный журнал

ОСАГО и техосмотр

25 августа 2011 12:51
Текст: Павел Иевлев
Фото: carTimes.ru

Проект постановления правительства об ОСАГО опубликован. Он появился на сайте Министерства финансов 23 августа.

В постановлении содержится ряд важнейших ключевых изменений, которые повлияют на жизнь каждого водителя РФ. Прежде всего, с 1 января 2012 года заключить договор ОСАГО можно будет только после прохождения технического осмотра. Практически это означает, что теперь ТО будет перед ОСАГО, а не наоборот, как было. А следовательно, и заключить договор страхования можно будет только на срок, не превышающий срок действия талона. Не совсем понятно, как это повлияет на процедуру регистрации автомобиля – ведь сейчас для постановки на учет требуется наличие полиса ОСАГО…

Такая «перемена мест слагаемых» вызвана новой нормой ответственности организаций, проводящих ТО. Их объявили «материально ответственными» за ДТП, если страховщику удастся доказать, что его причиной было техническое состояние машины. В этом случае, оператор пункта техобслуживания выплатит страховщику столько же, сколько страховщик заплатил участнику ДТП. По мысли законодателей, это отобьет у операторов техосмотра желание «договориться» с клиентом.  Однако представить себе механизм, позволяющий принять такое решение довольно сложно – как доказать, что данная неисправность была на момент осмотра, а не появилась позже? Кроме того, причиной ДТП может стать только неисправность рулевого управления и тормозной системы, а не, к примеру, токсичность выхлопа. Означает ли это, что контроль фактически сведется лишь к двум параметрам?

Кроме того, с 1 января все документы, требуемые для страхования, можно будет предъявлять в электронном виде. Каким образом это может быть реализовано – совершенно непонятно. Цифровой вид будет иметь и диагностическая карта автомобиля. Она будет включена в единую общероссийскую автоматизированную информационную систему (АИС), причем даже в две разных базы данных — по техосмотру и по страхованию. Эти базы будут пополняться страховыми компаниями и операторами ТО. По идее, по ним можно составить полную историю автомобиля, только непонятно – зачем…

В общем, во что это выльется практически – пока не очень понятно. Тем более, что это пока лишь «проект постановления»…