image Автомобильный журнал Автомобильный журнал

Уровни автономности: пять шагов к роботам

29 августа 2017 14:08
Текст: Сергей Иванов
Фото: Tesla

Автономные автомобили. Машины с автопилотом. Водители-роботы. Одно из этих словосочетаний вам наверняка уже попадалось. Нам в редакции каждый день каждое из них встречается по несколько раз.

О машинах, способных передвигаться самостоятельно, сейчас говорят все автокомпании. Причем, порой, весьма нетрадиционные (в хорошем смысле этого слова). Например, разработкой беспилотников занимается российский КамАЗ. А еще Intel. И Google через свою «дочку» Waymo. И Apple. Да, в общем-то, все.

Так когда же нам ждать восстания машин? Ну хорошо, не восстания. Просто появления. И как узнать – может быть они уже среди нас? Вот можно же купить даже в России машины с активным круиз-контролем, которые умеют сами разгоняться и тормозить. Можно! И с автопарковщиком можно. Dlруг это они – первые автоботы?

На самом деле вопросом о том, в какой момент в электронных мозгах машины зарождается искусственный разум водитель-робот, интересует не только нас. Им еще пару лет назад озадачились в организации под названием SAE – Обществе автомобильных инженеров. И договорились выделять пять уровней автомобильной автономности.

Не использовать в наших статьях эти самые уровни мы, боюсь, не сможем. Так давайте раз и на всегда разберемся, что же это такое и каковы отличия между первым и последним. Маленький спойлер: уровней на самом деле не пять, а шесть. Просто о нулевом все забывают. Итак:

Уровень 0

Это «Жигули». Даже самые современные Lada Vesta и X-Ray, у которых «робот» переключает передачи в коробке – все равно на нуле. В вашей машине может быть автоматизировано многое, от переключения передач до поддержания температуры в салоне. Но это не автопилот. Даже не зародыш автопилота. Вот почему об этом уровне никто никогда не вспоминает. Что же, сделаем следующий шаг.

Уровень 1

Это Hyundai. И Ford. И Volkswagen. Причем не самые дорогие модели. Речь о банальном активном круиз-контроле. Первым автомобилем, подпадающим под первый уровень, стал Mercedes S-class серии W221, который появился еще в далеком 2005 году. Последовали Volvo и все остальные.

Важная особенность первого уровня в том, что водитель не перестает контролировать машину. Он держит руки на руле, его глаза устремлены на дорогу и он готов нажать на тормоз в любой момент. Так что речь идет лишь о помощи водителю, но никак не о его замене.

Уровень 2

Это Mercedes, Volvo и, например, Acura. А также infinti и другие премиальные марки. Не премиальные – на подходе.

Отличие второго уровня от первого – в том, что машина умеет самостоятельно не только разгоняться и тормозить, но и поворачивать. Речь, в первую очередь, о системе удержания в полосе. Вы выезжаете на трассу, становитесь в левый ряд, включаете автопилот и, теоретически, можете расслабиться и получать удовольствие – ваше прямое вмешательство теперь понадобится только когда надо будет уйти из полосы.

Есть, впрочем, нюанс. Слежение за дорогой все равно остается на совести водителя. Если вы полностью уберете руки с руля – автопилот через несколько секунд отключится. Иными словами – это опять же помощник, а не заменитель водителя.

МЫ НАХОДИМСЯ ЗДЕСЬ

Уровень 3

Это… пока не известно кто! Считается, что автомобили третьего уровня автономности на подходе. Есть предположения, что новый Audi A8 уже может быть признан машиной-роботом третьего уровня. По крайней мере, сам автопроизводитель говорит именно об этом. С утверждением спорят.

Разница между вторым и третьем уровнем автоматического пилотирования в том, что теперь водителю разрешено не просто выпускать руль из рук, но даже закрывать глаза – рамки возможностей автопилота ограничены, но в этих рамках машина полностью самостоятельна.

Иными словами, вы выезжаете в левую полосу, включаете автопилот и выпускаете управление из рук. Когда будет пора съезжать с дороги, автопилот сам заранее обратится к вам за помощью. Здесь, однако, имеется проблема, и состоит она в скорости реагирования человека. Например, Ford, пытавшийся использовать разные ухищрения – от вибрирующих руля и кресел до звуковых сигналов – пришел к выводу, что даже профессиональный пилот-испытатель, доверив управление электронике, перестает столь же пристально следить за дорожной ситуацией и в критический момент, когда необходимо вновь взять руль в свои руки, может не успеть. В итоге "фордовцы" сочли третий уровень автономности опасным и решили "проскочить" его, сосредоточившись сразу на разработке машин четвертого уровня.

Уровень 4

Никто. И, поговаривают, что между третьим и четвертым уровнем на самом деле пропасть. По крайней мере, представители почти всех автоконцернов боятся называть точные сроки внедрения новой технологии.

Фактически, «четверка» – это уже полноценный автопилот. Вы вводите в навигаторе автомобиля адрес, и машина едет сама. Но не всегда. Автопилоту дается право спасовать и привлечь водителя на помощь. Причем сделав это заранее, мол, если вы действительно хотите ехать именно туда, то приготовьтесь взять управление в свои руки.

Начиная с четвертого уровня, всплывает еще одна проблема, которая пока не решена – юридическая. Сейчас законами практически всех стран водителю запрещено отпускать руль автомобиля. Если автопилот допустит ошибку и совершит ДТП – кто будет отвечать? Можно ли ездить в такой машине пьяным – если управляет все равно робот?  И так далее.

Уровень 5

Это Tesla. По крайней мере, Илон Маск утверждает, что его машины уже сейчас оснащены всем необходимым для того, чтобы обходиться без водителя: они умеют тормозить, разгоняться и останавливаться, а также оснащены всеми возможными датчиками и камерами для того, чтобы ориентироваться на дороге.

Проблема за малым – довести до совершенства программное обеспечение, которое будет принимать за водителя решения. Пока компания экспериментирует с этим, причем не всегда успешно – случаются аварии. Ну и решить юридический вопрос, поменяв ПДД. Но как только эти сложности будут устранены, автомобили Tesla, которые уже ездят по дорогам, получат по Интернету новые «прошивки» мозгов и станут автономными!

Пятый уровень отличается от четвертого тем, что для автомобилей нет задач, с которыми они не смогли бы справиться без водителя. Если человек может – то сможет и робот. Теоретически, такие машины могли бы ездить вообще без людей – приезжать по вызову или доставлять грузы. И не иметь ни рулей, ни педалей.

Ну а завершим мы, пожалуй, фотографией из Нидерландов, где Tesla ехала на автопилоте, но что-то пошло не так:

d