image Автомобильный журнал Автомобильный журнал

Надежду оценили в 4%

13 января 2017 14:19
Текст: Сергей Иванов
Фото: Hyundai

У меня для вас две новости. Одна – плохая. Вторая – ну, как бы сказать… осторожно-оптимистичная. Может быть немного лучше. А может и не быть. Впрочем, обо всем по порядку.

Пресс-конференция Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, которая ежегодно проходит в январе, собрала более сотни журналистов. Впрочем, так бывает всегда: январское мероприятие – это еще и своего рода тусовка, когда пиарщики всех брендов могут встретиться с журналистами всех автомобильных изданий.

В этот раз, правда, все было сугубо по-деловому. Тот случай, когда и так все ясно, и никому ничего объяснять не надо. Спад продаж – четыре года подряд. Автозаводы, представительства иностранных брендов, автомобильные издания – все, кажется, уже привыкли жить в условиях кризиса и не пытаются делать вид, что у них все хорошо.

Продажи новых автомобилей в России в 2016 году упали еще на 11%. Это на самом деле немного – в предыдущие годы спад был куда более существенным. Более того, в последние месяцы спад замедлился настолько, что менеджеры от автопроизводителей всерьез заговорили о достижении дна. Дно, впрочем, оказалось глубоким.

Во-первых, 1 миллион 425 тысяч проданных машин – это худший результат за последние 10 лет. Точнее сказать сложно – сводная статистика по всем маркам ведется только с 2008 года. Но если считать приблизительно, то мы сейчас примерно на уровне начала нулевых годов.

Есть, однако, существенное отличие в сравнении с тем временем. В 2000-х АвтоВАЗ был абсолютным доминантом на отечественном рынке, продававшим 600-800 тысяч автомобилей ежегодно. В 2016 году в России было продано всего 266 тысяч автомобилей Lada. Более того, впервые с 1971 года, когда Волжский автозавод начал производство машин, самым продаваемым автомобилем в России стал не ВАЗ, а иномарка – Hyundai Solaris.

К тому же, если считать Hyundai и KIA вместе (формально это разные компании, но при этом KIA принадлежит Hyundai), то их суммарные продажи больше, чем продажи всех моделей Lada. Учитывая, что львиная доля корейских машин производится у нас же, на их собственном предприятии под Питером, то можно констатировать, что следующий шаг для корейцев – это стать автопроизводителем №1 в России.

Главная проблема АвтоВАЗа сейчас даже не в цене (она – самая низкая в сегменте) и не в имидже, который в последние годы улучшился. По мнению редакции CarTimes.ru, та же Lada Vesta проигрывает парочке Solaris/Rio из-за отсутствия современного автомата. Самое печальное, что такой коробки передач нельзя взять даже у партнеров из Renault-Nissan – последние могут поделиться либо старым четырехступенчатым автоматом, либо вариатором, в надежности которого существуют сомнения.

Несмотря на общий негатив, были в 2016 году и положительные моменты. Так, выросли продажи коммерческой техники и, в первую очередь, отечественных «Газелей» – кризис-кризисом, а возить грузы на чем-то надо. Неплохо шли дела у Lexus и Jaguar, которые вывели на рынок новые премиальные кроссоверы.

А вот доля бюджетных паркетников, напротив, сократилась. Дело в цене: люди по-прежнему мечтают о полноприводной машине с высоким дорожным просветом, но денег хватает только на бюджетный седан. И тенденция перехода с условного Renault Duster на условный Renault Logan в 2017 году, судя по всему, продолжится.

Вообще, тот самый автопокупатель, за  счет которого в 2017 году ожидается рост продаж – это россиянин из провинции, который ждал-ждал подешевения Renault Duster или Hyundai Solaris, но не дождался и пошел покупать новую Lada Granta. Так что у АвтоВАЗа в следующем году есть шанс выйти в плюс.

И не только у него. Из-за внедрения системы ЭРА-ГЛОНАСС, которая с 2017 года стала обязательной для сертификации новых автомобилей, многие бренды убрали из своих автосалонов непопулярные модели. В итоге более массовые машины должны стать еще популярнее – выбор сузился, но это на руку оставшимся игрокам рынка.

Наконец, о хорошем. Комитет автопроизводителей действительно прогнозирует в 2017 году небольшой рост продаж. Мол, рынок падал четыре года подряд, упал ниже плинтуса и теперь достиг дна. Вот, мы видим свет в конце тоннеля…

Действительно, падение продаж в декабре составило уже «всего» 1% относительно конца 2015 года, а относительно ноября мы видим рост. И если все останется как есть, то рынок и впрямь начнет постепенно восстанавливаться. В конце концов, в России до сих пор ощущается острая нехватка автомобилей – население хочет покупать машины. Просто денег нет.

Впрочем, в обещанный рост верят не все. Некоторые ждут, когда постучат снизу. И небезосновательно.

Дело тут вот в чем. Российский государственный бюджет в 2016 году был дефицитным. Иными словами, наша страна тратила больше, чем зарабатывала. Откуда же брались эти деньги? Из резервного фонда. И если в 2017 году все останется как есть, то резервный фонд закончится.

Дальше есть два варианта. Либо занять деньги за рубежом, как это делалось в 90-е, либо справляться своими силами. С учетом внешнеполитических реалий, первый вариант представляется маловероятным. А своими силами – это сокращать бюджетные расходы и/или повышать доходы за счет налогов и/или просто включать печатный станок. Какую бы стратегию не выбрало наше правительство, объединяет все эти меры одно: они ведут к снижению реальных доходов населения. Иными словами, автомобили станут еще менее доступными.

Сразу оговоримся, этот негативный сценарий – лишь один из многих. Тут все зависит от разных факторов и в первую очередь – от цены на нефть. Прогнозы насчет стоимости «черного золота» – дело неблагодарное. К тому же из-за кризиса мы в CarTimes.ru были вынуждены уволить весь отдел нефтяной аналитики, так что теперь признаемся честно: мы не имеем ни малейшего понятия о том, что будет с ценами на нефть в 2017 году. Если вырастут – то и продажи автомобилей в России, как минимум, не сократятся.

Мы же начнем год с теста нового поколения Hyundai Solaris – опубликуем материал в феврале. Следите за новостями, вдруг они и правда будут позитивными!