Автомобильный журнал

У Volkswagen запахло жареным

22 сентября 2015 10:47
image
Поделитесь с друзьями

18 миллиардов долларов по меркам автомобильного мира – это очень значимая сумма. Для примера, в 2008 году концерном Renault весь АвтоВАЗ вместе с Ижевским автозаводом был оценен в 4 миллиарда, причем многие эксперты считали данную оценку завышенной. Другой пример: на то, чтобы разработать, испытать и наладить производство нового автомобиля на существующем заводе автогиганты сейчас тратят около 1 миллиарда долларов. Так вот, за 18 миллиардов такая компания как Volkswagen может запустить в производство 18 новых моделей автомобилей.

К чему вся эта арифметика? К тому, что именно концерну Volkswagen грозит в США штраф в 18 миллиардов долларов. Чудовищная даже для автогиганта сумма. Настолько огромная, что встает вопрос о том, что Volkswagen в случае выплаты может обанкротиться. Или не платить и навсегда покинуть рынок США – самый богатый в мире.  Как такое вообще могло произойти?


Интриги-расследования

В США не любят дизельные легковушки. А Volkswagen любит делать именно такие машины. Не просто любит – умеет. Это неразрешимое противоречие нарастало с 2009 года и вылилось в настоящий скандал. Однако, обо все по порядку.

Рудольф Дизель изобрел свой двигатель в далеком 1892 году. У дизеля оказались врожденные преимущества, главное из которых – более высокий по сравнению с бензиновым мотором коэффициент полезного действия. Говоря русским языком, при равной мощности дизельный двигатель процентов на 20-30 экономичнее бензинового.

Впрочем, были у дизеля и недостатки – в первую очередь, узкий диапазон рабочих оборотов. Иными словами, с постоянной скоростью такой мотор работает хорошо, а вот разгоняться не любит. Поэтому на легковом автомобиле первый дизель появился только в 1938 году. И лишь в последние десятилетия дизели на легковушках стали массовым явлением, причем лишь в одной части света – в Европе.

Почему именно там? Потому что в Европе – одни из самых высоких цен на топливо. Потому что европейская школа моторостроения – самая старая в мире. Потому что мягкий европейский климат не знает проблем холодных пусков. Короче, дизель в Европе стал модным. А концерн Volkswagen, который традиционно ориентировался в первую очередь на европейских покупателей, научился делать одни из лучших дизелей в мире.

Вместе с тем, в США, России, Японии, Китае, Австралии – да почти везде – дизельные моторы только начали набирать популярность. Экономия топлива? Да, но цена дизельной машины выше, чем бензиновой. Ресурс дизеля выше, зато обслуживание чаще и дороже. К тому же США – страна лоббистов. И нефтяные компании, которые не заинтересованы в уменьшении расхода топлива, производители гибридных автомобилей, да и традиционный американский автопром сделали все, чтобы для легковых дизелей были приняты максимально жесткие нормы по токсичности отработанных газов.

Именно это и сыграло злую шутку с концерном Volkswagen. В 2009 году компания сертифицировала в США дизельный турбированный двигатель объемом 2,0 литра – этот мотор устанавливается на предлагаемые в Северной Америке VW Golf, Passat, Jetta, Beetle, а также на некоторые модели Audi. Тесты в лаборатории двигатель выдержал, но американские проверяющие органы не успокоились. Испытания проводило как государственное Агентство по защите окружающей среды EPA, так и калифорнийские службы (в этом штате самое строгое экологическое законодательство). Привлекались и сторонние исследователи из различных независимых институтов.

Довольно быстро выяснилось следующее: если измерять уровень выбросов в атмосферу не в лаборатории по стандартной методике, а в реальных дорожных условиях, то моторы Volkswagen не соответствуют принятым в США нормам. Под нажимом Volkswagen даже отзывал часть машин для перепрошивки двигателей, но ребята из EPA не унимались: ну коптят же, признайтесь! И Volkswagen был вынужден признаться: да, в наших двигателях действительно есть «система защиты», которая в условиях, далеких от лабораторных, изменяет параметры работы моторов так, что это с одной стороны бережет двигатель от поломок, а с другой – не способствует снижению вредных выбросов в атмосферу.  Иными словами, электроника моторов Volkswagen в некоторых режимах предпочитает работать и коптить воздух, чем вывести двигатель из строя.

Что грозит Volkswagen?

Продажи дизельных легковушек в США не превышают 5% от всего рынка. При этом именно у Volkswagen продажи дизельных машин в Америке достигают 25% (для сравнения в Европе – более 50%). Благодаря этому успеху с 2009 года в США было продано 482 тысячи машин с турбодизелем объемом 2,0 литра.

До завершения расследования Volkswagen принял решение прекратить дальнейшие продажи таких автомобилей в США. И руководство концерна можно понять: согласно закону штраф за каждый проданный автомобиль может достигать 37,5 тысяч долларов, что при умножении на 482 тысячи дает те самые 18 миллиардов. Конечно, прекратишь продажи, зная, что за каждую реализованную машину придется отдать такую сумму!

Стоит отметить, что свои 18 миллиардов долларов акционеры Volkswagen уже потеряли. Буквально за несколько часов в понедельник акции концерна на Франкфуртской бирже рухнули на четверть, а капитализация компании уменьшилась почти на 16 миллиардов евро – то есть на те самые 18 миллиардов долларов.

Понятно, что стоимость акций – величина не постоянная, как падает, так и растет. Понятно, что даже в случае обвинительного приговора штраф может быть меньше 18 миллиардов. Однако Volkswagen в целом не позавидуешь. В сообщении EPA прямо говорится, что главная претензия к немецким дизелям – выброс оксидов азота, которые могут превышать американские нормы в 40 раз. Оксиды азота в большинстве своем – токсичные газы, которые особенно вредны для детей, стариков и астматиков. А это может стать причиной исков со стороны граждан США к концерну VW, мол, вы меня обманули, ваши моторы токсичны, а у меня обострилась астма – платите мне компенсацию. В стране, где нормальным считается отсудить колоссальную сумму у McDonalds за слишком горячий кофе, перспектива получить сотни исков для компании мало приятна.

Занимательная конспирология

Еще немного истории, если позволите. В 1931 году крупнейшим производителем машин в мире стал концерн General Motors. До этого лидером был другой американский автопроизводитель – Ford. Так вот, GM оставался крупнейшим концерном рекордно долго – до 2007 года. Лишь тогда его обошла японская компания Toyota.

И стоило японцам перехватить лидерство, как в США против Toyota началась крупнейшая кампания по обвинению в небезопасности ее машин. Та самая пресловутая история с напольными ковриками в автомобилях Toyota, за которые теоретически могла зацепиться педаль газа, из-за чего машины начинали самопроизвольно разгоняться. В итоге Toyota была вынуждена заплатить компенсации и отозвать по всему миру почти 10 миллионов машин.

В том числе из-за этих проблем рост продаж Toyota замедлился, а по итогам первой половины 2015 года японцы потеряли свое лидерство. Вот только новым крупнейшим автопроизводителем в мире стал не американский концерн GM, а… Volkswagen! И стоило этому случиться, как в США против VW выдвигают очень серьезное обвинение и грозят чудовищным штрафом. Совпадение? Возможно, конечно, но…

Так как же теперь дышать?

А что же на самом деле? Дизельные машины Volkswagen, которые продаются по всему миру и в России в том числе, так вредны и опасны? Это из-за них у нас так много астматиков? Может быть надо их и в России запретить? Может быть вообще все запретить? Может быть в СССР люди реже болели, потому что вредных иномарок не было?

Нет конечно! Еще раз отметим – американские нормы вредных выбросов для легковых дизельных автомобилей неоправданно жестки. В той же Европе, где к защите окружающей среды относятся предельно серьезно, дизели Volkswagen не просто проходят все испытания, но и считаются одними из самых чистых.

В США, например, повсеместно встречаются пикапы с бензиновыми моторами V8 объемом не менее 5,0 литра. Так вот, они выбрасывают в атмосферу гораздо больше вредных веществ, чем дизели Volkswagen, однако местные стандарты к пикапам относятся гораздо более толерантно.

Понятно, что в выхлопных газах в целом мало полезного. Оксиды азота (особенно, если дышать только ими) действительно токсичны. Но опасны они лишь в концентрированном виде. Если на вас нет кислородной маски, то вы прямо сейчас вдыхаете малое количество таких веществ – и это не смертельно.

Получается, что если не брать в расчет конспирологические теории, то проблемы Volkswagen в США связаны не с тем, что немецкие дизельные двигатели опасны, в с тем, что американское законодательство об охране окружающей среды несовершенно. Закон, однако, хоть и суров, но он закон. И в этом контексте перспективы у Volkswagen не очень светлые.

P.S.

И еще раз, чтобы стало понятно, в чем именно обвиняют Volkswagen. Вы наверняка замечали, что расход топлива вашего автомобиля в реальной жизни отличается от того, который указан в таблице с техническими характеристиками. Это объясняется очень просто: паспортные данные о расходе получают в лаборатории в ходе испытаний по специальной методике. Автопроизводители об этой методике знают и настраивают свои машины так, чтобы именно в режимах испытаний были показаны наилучшие результаты топливной экономичности.

Именно при той скорости, что развивается в лабораториях, при той температуре окружающей среды и так далее. В реальной жизни скорости могут отличаться, температура воздуха может быть ниже, стиль вождения в конце концов может быть совсем другим. Но при настройке мотора все это учитывается во вторую очередь. А в первую очередь машину «натаскивают» именно на прохождение теста на экономичность по стандартным лабораторным методикам.

Так вот, с тестами на токсичность Volkswagen проделал то же самое. Настроил свои моторы так, чтобы в лабораториях при стандартной методике испытаний они показали наилучший результат. А обвиняют Volkswagen теперь именно в том, что за пределами лаборатории этот результат повторить не удалось. В точности как с расходом топлива.

image
Подпишитесь на канал в Яндекс.Дзен Подписаться
Текст: Сергей Иванов
Фото: Volkswagen
image
Поделитесь с друзьями
CarTimes.TV: Парижский автосалон
CarTimes.TV: Парижский автосалон
CarTimes.TV: BMW X6
CarTimes.TV: BMW X6
CarTimes.TV: MINI 5d
CarTimes.TV: MINI 5d
CarTimes.TV: BMW i8
CarTimes.TV: BMW i8
CarTimes.TV: Subaru Outback
CarTimes.TV: Subaru Outback
У нас есть значительная фора по времени

Исполнительный директор MMC Rus Андрей Панков — главный по электромобилям в России. В беседе с CarTimes.ru господин Панков рассказал об удовольствии за рулем, важности бизнес-связей и электрическом будущем легендарного Mitsubishi Pajero.

05 февраля 2014
Россию характеризует слово «непредсказуемость»

Артем Гусаров работает в автомобильном бизнесе уже более 15 лет, последние два из которых — в должности управляющего директора KIA Motor RUS. Ради этой должности он вернулся из Европы, где возглавлял бренд Chevrolet. В беседе с CarTimes.Ru, господин Гусаров рассказал, что стало причиной его возвращения, почему KIA удается увеличивать продажи на падающем российском рынке и где лучше готовят корейские блюда.

12 августа 2013
Вместе и порознь

Президент Peugeot Максим Пика и глава Citroen Фредерик Банзе о будущем французских брендов

13 июня 2013