image Автомобильный журнал Автомобильный журнал

Теплое ламповое прошлое

23 июля 2015 15:51
Текст: Сергей Иванов
Фото: Ford

У компании Ford приступ ностальгии. Ни с того ни с сего американский пресс-офис решил напомнить о том, что первый образец автомобильной навигационной системы был представлен в далеком 1964 году. Ну то есть формальный повод, конечно, нашелся – 80-летие дизайна Ford. Но мы-то знаем как это бывает: за более чем вековую историю автоконцерна всегда можно раскопать что-то, что сгодится в качестве информационного повода.

Вдохновленные ностальгией фордовцев мы тоже решили вспомнить о том, как выглядели много-много лет назад привычные автомобильные опции. 

Навигация
Концепт Ford Aurora действительно был представлен в 1964 году. Большой стремительный универсал предвосхитил сразу два класса автомобилей – минивэны и универсалы повышенной проходимости вроде Subaru Outback. Впрочем, американским автомобилистам Ford Aurora запомнился не только сочетанием практичности и спортивности, но и удивительным салоном.

Внутри было многое из того, что тогда казалось в диковинку. Вращающиеся во все стоны кресла, минибар и, конечно, навигатор. Ну как навигатор… бумажная карта, на которой, согласно замыслу дизайнеров, автоматически определялось положение автомобиля.

Правда, сейчас в компании Ford никто уже не может вспомнить, как именно эта штука работала. Скорее всего… никак! Да-да, бумажный аналоговый навигатор в Ford Aurora был бутафорией. Дело в том, что первый спутник системы GPS был запущен лишь в 1978 году, полноценно система заработала лишь к 1995 году, а о Глонассе тогда даже и не слышали. Как навигатор Ford Aurora мог определить координаты автомобиля? Разве что с помощью астролябии, ночью по Полярной звезде?!

Полноценные встроенные навигаторы появились в автомобилях лишь в 90-е годы. Помимо отсутствия спутников системы GPS, развитию этих приборов мешало отсутствие компактных и емких носителей памяти, на которые можно было бы записать электронные карты. Это сейчас в каждом навигаторе есть встроенная память на пару десятков гигабайт, а поначалу автопроизводители вместе с навигатором поставляли карты на CD, а позже на DVD-дисках.

Увы, век автомобильных навигаторов в их привычном виде, похоже, будет недолгим. Виной тому – стремительное распространение смартфонов, навигаторы которых не просто знают карту, но и видят информацию о пробках и дорожных событиях. К слову, мобильники уже поставили крест на еще одной автомобильной опции – телефонах.

phone

Телефон
Удивительно, но телефон в автомобиле появился в далеком 1946 году – задолго до изобретения сотовой мобильной связи. Причина была в том, что радиоаппаратура в середине XX века была не слишком компактной – в корпус мобильника, пусть даже громозкого, ее никак не получалось запихнуть. А вот в автомобиль такой прибор вполне помещался.

Автомобильные телефоны были именно что радио с радиусом действия в несколько километров. Базовая станция стояла в центре города и соединялась с системой городских телефонов.  Число абонентов было невелико – оно измерялось десятками, а то и единицами на мегаполис.

Кстати, автомобильные телефоны были не только в капстранах, но и в СССР, правда, у нас такое оборудование полагалось только автомобилям чиновников высшего ранга и спецслужбам. С изобретением сотовой связи автомобильные телефоны стали попросту не нужны – мобильник, который не привязан к машине, гораздо удобнее!

1957-Chrysler-300C-For-Sale-Hi-fi

Автомагнитола
Сейчас машина без музыки – нонсенс. Тем более удивительно, что эта опция в современном виде появилась не так уж и давно.

Радиовещание стало обыденностью в крупных городах в 20-е годы прошлого века. Спустя несколько лет стали появляться и автомобильные радиоприемники. Современным музыкальным эстетам первые магнитолы показались бы чем-то ужасным: ящик, закрепленный под панелью приборов, с единственным маломощным динамиком и ручной регулировкой в AM-диапазоне.

В послевоенный период стало ясно: одним радио сыт не будешь. В США наметился невиданный рост благосостояния, машины становились все роскошнее, бороться за покупателей стало все сложнее. Спрос на устройства, способные проигрывать не только радио, но и свою любимую музыку, стал очевидным.

С бобинными магнитофонами в автомобилях экспериментировали еще до войны, но они прижились только на лимузинах:  заряжать пленку удобно пассажиру, но никак не водителю, тем более во время движения. И вот в 1957 году Chrysler представляет автомобиль с магнитолой, работающей на виниловых дисках!

Изобретение, впрочем, не прижилось. Спустя всего несколько лет появились первые компакт-кассеты и, как следствие, кассетные магнитолы. И понеслось! Динамиков стало два и больше, был изобретен усилитель звука, появились CD и MP3…  Жалеть приходится только об одном – крутить виниловые пластинки за рулем больше не получится.

aston_martin_lagonda_3

Электронная панель приборов
Мода последних лет – это цифровая «приборка». Вместо привычных стрелок – ЖК-дисплей, на котором можно показать хоть циферблаты, хоть любую инфографику. Впервые такая технология была применена на седанах Mercedes S-class предыдущей серии W221, затем ее продублировали на Range Rover, а нынче цифровую приборную панель можно встретить и на машинах массовых брендов. Однако все новое – не более чем хорошо забытое старое.

Первые «электронные» приборы на автомобиле появились в далеком 1978 году и щеголял ими весьма примечательный седан – Aston Martin Lagonda. Мелкосерийная четырехдверка разошлась по миру считанными экземплярами, однако тренд задала. Вскоре цифры вместо стрелок стали появляться во все большем числе машин.

Пик моды на цифровые приборы – конец 80-х, когда от стрелок избавились самые разные машины, начиная от бюджетников Fiat и Renault и заканчивая представительским Cadillac Fleetwood. Впрочем, тогда мода закончилась ничем – цифра начала ассоциироваться с дешевыми электронными часами и круглые циферблаты на ее фоне смотрелись солиднее. Интересно, чем обернется мода на экраны вместо приборов на сей раз?

caddy

Бортовой компьютер
Сейчас бортовой компьютер порой даже не упоминается в списке опций – его наличие столь же естественно, как колеса, руль или фары. Но на самом деле наши отцы и деды прекрасно обходились без знаний о мгновенном расходе топлива, были способны в уме подсчитать среднюю скорость и умудрялись по стрелке уровня топлива угадывать – сколько еще километров можно проехать до опустошения топливного бака.

Первый бортовой компьютер появился на автомобилях Cadillac в далеком 1974 году. Да-да, выглядел он именно так, как показано на картинке. Нет-нет, вставлять в него перфокарты не требовалось. Знания языков программирования тоже были не нужны. Достаточно было нажать одну из кнопок и на дисплее появлялись заветные цифры. До изобретения джойстика вроде BMW iDrive или Mercedes Command оставалось еще три десятилетия…

Конечно, это не все. Современный автомобиль даже среднего класса нашпигован так, что его список опций занимает минимум пару страниц.

Удивительно, но многие устройства из автомобилей исчезли. Например, в салонах современных машин не найдешь ацитиленовых генераторов – ручаемся, сейчас мало кто вообще знает, что это такое. Исчезли и ручки регулировки опережения зажигания. Да что там – даже в редакции CarTimes.ru мы нашли молодого сотрудника, который не смог объяснить, зачем в карбюраторных «Жигулях» был нужен «подсос»?

А ведь были и удивительные вещи. Как вам, например, встроенный в переднее крыло рукомойник с холодной и горячей водой? Инженеры довоенных «Хорьхов» резонно считали, что водителям-механникам негоже садится за руль с грязными руками. Или съемные радиоприемники на американских машинах 60-х годов: не для защиты от воров, а чтобы припарковать машину и взять с собой радио на пикник?

Впрочем, это тема для еще одного материала)