Ничего страшного, если над тобой смеются
— гораздо хуже, когда над тобой плачут...
В обсуждениях перспектив Ё-проекта есть три основных направления — техническое, экономическое и… религиозное. «Религиозным» я его называю за то, что оно основано исключительно на вере, — «верю/не верю» и всё тут. И как автор, взявшийся писать об этой проблеме, я получил религиозного «это не может быть, потому что не может быть никогда» в полной мере, — что тот Коперник. Поэтому за этот финальный материал берусь с некоторым даже обреченным чувством — наверное, с таким же настроением на днях НАСА выложило фотографии места высадки астронавтов на Луну, присланную зондом LRO: «Нам все равно не поверят, но мы сделали все возможное!».
Итак, давайте рассмотрим три основных аспекта Ё-проекта, разберемся, что же с ними происходит прямо сейчас и подумаем о возможных перспективах. Начнем «от противного» — с аргументов ё-скептиков.
1. Техническое. Все или часть технологий нереализуемы. РЛД невозможен в принципе, суперконденсатор слишком слабый, пластиковый кузов никто не делает и так далее.
2. Экономическое. При заявленных объемах производства и цене проект заведомо убыточный. Гибрид — это глупо, потому что невыгодно. Почему надо выдумывать принципиально новое, вместо того чтобы использовать отработанные технологии, на которых зарабатывает весь мир? Это просто никому не нужно, никто не купит.
3. Религиозное. Этого не может быть, потому что русский автомобиль — это в лучшем случае «жигули», да и те у фиата спёрли. Это пиарный проект Прохорова и не более того. Это распил бабла и потемкинские деревни. Никто такого не делал, значит, и они не смогут. Это невозможно, потому что в России нет инженеров/рабочих/технологий/технической школы. Этого не может быть, потому что не может быть никогда.
Разубеждать принципиальных скептиков из последней категории я не буду даже пытаться. Раз уж даже НАСА сказали, что у них на фотках «неизвестно что или фотошоп» и вообще «горизонт завален», то куда уж мне. А вот по первым двум пунктам мне есть что сказать.
Техника
Техническому оснащению Ё-мобиля посвящены предыдущие пять частей, и повторяться смысла нет. Кратко прорезюмирую — все технологические элементы, кроме РЛД, существуют, работают и были успешно продемонстрированы в действии. Скажем, на прошедшей недавно внедорожной гонке «Баха-Белогорье» выступал спортпрототип на базе «Ё-кроссовера», в котором были использованы и суперконденсаторы, и электродвигатели, и инверторы, и прочее оборудование, которое будет на серийной машине. Разумеется, спортпрототип — это не то, что конвейерная машина. Он имеет не последовательную, а параллельно-гибридную схему, где электротяга является не основной, а дополнительной, но работоспособность электрических узлов, тем не менее, бесспорна. (Кстати, по словам разработчиков, они были готовы использовать и последовательную схему, но возникли проблемы с техническим регламентом соревнований).
Среди электромобилей, представленных на ММАС, были и типичные «украшения стендов» - машины реально существующие, но обозначающие скорее направление развития, чем реальный коммерческий проект.
Продолжаем рассказывать о электрических концептах московского автосалона.
Чтобы увеличить пробег, динамику и скорость электромобиля можно изобрести аккумуляторы получше. Но это сложно. А можно пойти другим путем - сделать машину меньше и легче. Как показывает ММАС-2012, задача вполне решаемая.
Московский Международный Автомобильный Салон (ММАС) - в этом году предоставляет собой большую, весьма представительную выставку.
Предлагаем ознакомиться с еще парой систем, позволяющих реализовать идею автоматического управления и при этом использующихся на серийных моделях.