Автомобильный журнал

Страхосмотр

Текст: Павел Иевлев
22 декабря 2011

Раньше у российского автомобилиста было, как известно, две беды – ТО и ОСАГО. Но теперь эти два дорогостоящих и бессмысленных мероприятия неожиданно слились в экстазе, образуя не то «страхосмотр», не то «техострах»…

Итак, что год грядущий нам готовит? С первого января нас, по идее, ждет «ОСАГО по-новому». Техосмотр, который государство, чем дальше тем больше, тащило с изрядной неохотой, как чемодан без ручки, радостно перевалили в надёжные загребущие руки РСА – Российского Союза Автостраховщиков. Если раньше не давали техосмотр без ОСАГО, теперь не дают ОСАГО без техосмотра. Что поменялось от перемены мест слагаемых?

Прежде всего, в практическом плане возникло несколько странных коллизий, которые непонятно как будут разрешены.



Коллизия номер один



Ко мне в руки попало письмо внутренней рассылки одной из крупных страховых компаний. Поскольку оно отнюдь не относится к числу секретных документов, я опубликую оттуда цитату:
«Возможность регресса к операторам ТО очень сомнительна, однако существует возможность регресса к Страхователям в случае окончания действия талонов ТО (лучше всего, если это будет отказ в выплате)…»

Переводя на человеческий язык, «регресс» или, правильно: «регрессный иск» — это как бы «перевод стрелок», когда страховая, выплатив страховку, пытается взыскать эти деньги с кого-то еще. До сих пор чаще всего этим «кем-то еще» был виновник ДТП – например, если страховщик в рамках договора ОСАГО выплачивает возмещение «за страхователя или иное лицо, причинившее вред в состоянии алкогольного опьянения, или не имевшее права управления транспортным средством, или скрывшееся с места ДТП и иных подобных случаях, указанных в законе». По новым правилам, основание для регрессного иска теоретически появляются у страховщика, если причиной ДТП послужило ненадлежащее техническое состояние ТС.

Разумеется, иск должен быть обращен на оператора техосмотра. Однако, оценка страховщиков совпадает с нашей – фактически, доказать вину оператора ТО нереально. Он всегда может сказать, что на момент осмотра автомобиль был исправен, а за то, что с ним потом делал владелец, он не отвечает. А вот регресс к страхователю выглядит куда реальнее (напомню, что термин «Страхователь» относится не к страховой компании, а к тому, кто страхует машину – то есть, к ее владельцу). Например, для заключения договора ОСАГО требуется техосмотр, действующий не менее, чем на полгода вперед. Однако сам договор можно заключить на год. Наличие ОСАГО автоматически делает ненужным техосмотр, а значит – техосмотр на полгода дает возможность ездить год. Однако, если ДТП произойдет во второй половине этого года, теоретически страховщик может либо отказать в выплате, либо обратить регрессный иск на виновника – ведь его техосмотр недействителен! Будьте уверены, что при заключении договора вам об этом сообщить забудут… (в «Сценарии разговора с клиентом», из той же внутренней рассылки дается такой текст: «Вы можете перезаключить договор уже сегодня до 01.01.2012г без предъявления талона ТО с даты окончания Вашего действующего договора, тем самым сэкономить на прохождении Технического осмотра в будущем и следующая дата прохождения технического осмотра автомобиля может быть перенесена на (указывается дата окончания договора 2013 год)» — никаких намеков на возможность отказа в выплате после истечения срока ТО…
Будет ли использована такая возможность – это другой вопрос. Возможно, что и нет. Правоприменение нового закона еще не сложилось, но автовладельцу стоит быть бдительным…

image
Поделитесь с друзьями

 
Украшения стендов

Среди электромобилей, представленных на ММАС, были и типичные «украшения стендов» - машины реально существующие, но обозначающие скорее направление развития, чем реальный коммерческий проект.

Электромобили - настоящие и не очень

Продолжаем рассказывать о электрических концептах московского автосалона.

ММАС - Электромелочь

Чтобы увеличить пробег, динамику и скорость электромобиля можно изобрести аккумуляторы получше. Но это сложно. А можно пойти другим путем - сделать машину меньше и легче. Как показывает ММАС-2012, задача вполне решаемая.

ММАС - смотрим в будущее

Московский Международный Автомобильный Салон (ММАС) - в этом году предоставляет собой большую, весьма представительную выставку.

Сам себе водитель

Предлагаем ознакомиться с еще парой систем, позволяющих реализовать идею автоматического управления и при этом использующихся на серийных моделях.