Автомобильный журнал

Параллельные кривые

Текст: Павел Иевлев
09 декабря 2011

Продолжая тему, поднятую в предыдущей колонке, стоит подробнее остановиться на таком явлении, как «параллельный импорт». Несмотря на то, что это явление и отношение к нему во многом определяют картину автомобильного рынка России, многие понятия не имеют, что это такое. А вот термин «серый импорт» и «серый дилер» слышали почти все, и уверены, что это очень плохо, хотя редко задумываются, почему. Итак, немного о «параллельных кривых» и о том, как они причудливо пересекаются в автомобильном бизнесе.

Для начала, немного скучной, но необходимой теории. Подавляющее большинство автомобильных брендов (как и многих неавтомобильных) распространяются в России через систему генерального дистрибьюторства, о которой я уже рассказывал. Юридически выражаясь, дистрибьюторы реализуют автомобили, которые являются товаром, маркированным товарным знаком правообладателя, на определенной территории, действуя либо от своего имени, либо от имени правообладателя. Если же автомобиль ввозится с целью продажи, но не через официального дистрибьютора, не правообладателем и без специального согласия на такой ввоз от правообладателя, это называется параллельным или «серым» импортом. Плохо это или хорошо? А это смотря кому…

Прежде всего, надо понимать, что «серый» импорт не является контрафактом – предприниматель эти машины не украл, не выдает «Лифан» за МиниКупер, честно заплатил ввозные пошлины и налоги. Отчего же ему присваивают такой имеющий негативную коннотацию цвет, как «серый», противопоставляя «белому как снег» официальному импортеру? Потому что, при некоторой вольной трактовке российских законов, его можно считать нарушителем… авторских прав!

В ст. 1229 ГК говорится, что использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, незаконно. Вполне разумное, на самом деле, требование. Проблема лишь в том, что правообладатели стремятся трактовать его максимально расширительно. Поскольку в нашем Кодексе прямо сказано, что перечисленные в нем виды использования не являются исчерпывающими, то отнести к незаконному использованию можно практически все, что угодно. Так, например, продажа оригинальных товаров, маркированных товарным знаком, также может быть признана незаконным использованием товарного знака. Вы честно купили машину за свои деньги – она ваша или нет? Вы считаете, что да, но производитель так не считает. Вы ездите на машине, заправляете ее бензином, обслуживаете, моете, чините… а потом вы собираетесь ее продать, но производитель говорит: «Стоп! Это нарушение моих исключительных прав! Только я имею право продавать машины с моим логотипом! Это моя интеллектуальная собственность!». Абсурд? Так не бывает? Да ничего подобного! Постулат «Что купил – то моё!» с некоторых пор не является аксиомой. Просто это редко применяется к физическим лицам (если не считать рынков программного обеспечения, музыки и книг), и потому мало кто об этом задумывается. В области же автомобильного рынка, фактор исчерпания прав производителя стоит на очень важном месте.

image
Поделитесь с друзьями

 
Украшения стендов

Среди электромобилей, представленных на ММАС, были и типичные «украшения стендов» - машины реально существующие, но обозначающие скорее направление развития, чем реальный коммерческий проект.

Электромобили - настоящие и не очень

Продолжаем рассказывать о электрических концептах московского автосалона.

ММАС - Электромелочь

Чтобы увеличить пробег, динамику и скорость электромобиля можно изобрести аккумуляторы получше. Но это сложно. А можно пойти другим путем - сделать машину меньше и легче. Как показывает ММАС-2012, задача вполне решаемая.

ММАС - смотрим в будущее

Московский Международный Автомобильный Салон (ММАС) - в этом году предоставляет собой большую, весьма представительную выставку.

Сам себе водитель

Предлагаем ознакомиться с еще парой систем, позволяющих реализовать идею автоматического управления и при этом использующихся на серийных моделях.