Автомобильный журнал

Наше электрическое будущее 2

Текст: Павел Иевлев
06 октября 2011

Продолжение. Начало – здесь .


Версия первая:

Самое слабое место электромобиля – аккумулятор. Все упирается именно в него, остальные части были в основном разработаны еще в 60-х. Даже дорогущие литий-полимерные аккумуляторы обеспечивают лишь минимально приемлемые энергетические характеристики, буквально на грани пригодности к хоть какой-то повседневной эксплуатации. Кроме того, литиевые элементы – путь стратегически малоперспективный. В 2010 году было выпущено всего 83,5 тыс. тонн  лития. Крупнейшими производителями является “Литиевый треугольник” Южной Америки, на территории Чили, Боливии и Аргентины. Это три солончаковых пустыни: Атакама, Юни, Омбре Муэрто. Здесь находится 70% всех доступных мировых запасов лития. Две трети из них – на территории Боливии. На их долю приходится 82% мирового производства  лития. Источники сырья расположены также в Китае,  США, и недавно обнаружено крупное месторождения в Мексике. Есть источники и в России – в Мурманской области, однако запасы их точно не известны. В общем-то, литий формально не относится к редкоземельным элементам, но ожидать его массового производства миллионами  тонн не приходится – пригодных для коммерческого использования месторождений очень мало. Так что, покрыть потребности мирового автопрома в случае тотального перехода на электромобили будет весьма затруднительно, особенно учитывая, что батареи требуют замены каждые пять лет…

Однако вполне можно себе представить, что в ближайшее время появится готовое к промышленному использованию накопительное устройство, значительно (в разы) превышающее по своим характеристикам литиевые батареи. Такие разработки давно ведутся, причем очень интенсивно, и есть примеры потенциально успешных технологий (например, ультраконденсаторы и т.п.). Так что не будет чрезмерно фантастическим допущением представить, что некая неизвестная пока технология уже на подходе. Тогда все логично – обкатанные на литиевых батареях системы электромобилей уже серитфицированы, инфраструктура зарядных станций отработана, можно развернуть массовое производство очень быстро, пока нефтяники не успели опомниться и ужаснуться грядущему падению рынка нефтепродуктов…

Версия вторая:

Есть хороший принцип – смотреть, кому выгодно. Электромобили пока далеки от окупаемости для производителей, несмотря на несоразмерные потребительским качествам цены — слишком много средств ушло в разработку, и при этом слишком мал спрос. Однако тут есть и другая заинтересованная сторона – производители электроэнергии. Часто можно встретить мнение, что существующее производство электроэнергии просто не потянет массовый переход на электротягу, поскольку нагрузки возрастут в разы. Однако это не совсем так. Дело в том, что основное потребление электричества электромобилями должно приходится на ночное время – машины стоят в гаражах и на стоянках, включенные в розетки и заряжаются. Между тем, именно ночной спад потребления создаёт большие проблемы для энергетиков – турбины-то на ночь не остановишь, и про запас произведенное не отложишь… Электромобили же могут выполнять неожиданную на первый взгляд функцию – роль огромного дискретного аккумулятора, запасающего электроэнергию, произведенную в ночное время и сейчас просто пропадающую зря. Кстати, некоторые электромобили (тот же Nissan Leaf) умеет не только запасать с себе киловатты, но и делиться им и с домохозяйством. Например, он вполне может запитывать от себя небольшой загородный домик… Если таких машин станет по настоящему много, то они смогут очень значительно выровнять суточное электропотребление, резко увеличив доходы энергетических компаний, причем почти без вложений в производящие мощности. А энергетические компании – мощные лоббисты, ничуть не хуже нефтяников…

image
Поделитесь с друзьями

 
Украшения стендов

Среди электромобилей, представленных на ММАС, были и типичные «украшения стендов» - машины реально существующие, но обозначающие скорее направление развития, чем реальный коммерческий проект.

Электромобили - настоящие и не очень

Продолжаем рассказывать о электрических концептах московского автосалона.

ММАС - Электромелочь

Чтобы увеличить пробег, динамику и скорость электромобиля можно изобрести аккумуляторы получше. Но это сложно. А можно пойти другим путем - сделать машину меньше и легче. Как показывает ММАС-2012, задача вполне решаемая.

ММАС - смотрим в будущее

Московский Международный Автомобильный Салон (ММАС) - в этом году предоставляет собой большую, весьма представительную выставку.

Сам себе водитель

Предлагаем ознакомиться с еще парой систем, позволяющих реализовать идею автоматического управления и при этом использующихся на серийных моделях.