Автомобильный журнал

Генералы от импорта

Текст: Павел Иевлев
01 декабря 2011

На днях Федеральная Антимонопольная Служба, с говорящей аббревиатурой «ФАС», собирается возбуждать дела в отношении крупнейших дистрибьюторов автомобилей. Конкретные бренды пока не называются, но известно, что жалобы поступали на большинство крупных игроков рынка — Hyundai, Ford, Kia, «Фольксваген груп рус», Toyota, Opel, Honda, Land Rover… Нарушения, в которых обвиняют дистрибьюторов – злоупотребление доминирующим положением. В это входят и жесткие краткосрочные договоры с дилерами, каждый из которых в любой момент может лишиться права торговать выбранным брендом, уже сделав немалые инвестиции. В это входит и запрет на обслуживание автомобилей в течение гарантийного срока у неофициальных дилеров. В это входит и отказ продавать оригинальные запчасти  независимым сервисным центрам. В это входит и многое другое, из числа явлений, к которым мы на российском автомобильном рынке привыкли настолько, что стали считать нормой.

Вообще, дистрибьюторы автомобилей на российском рынке чувствуют себя абсолютными хозяевами положения. Они диктуют свои условия кому и как хотят – от дилерских сетей, до рядового потребителя. Если в вашем городе, к примеру, два дилерских центра Volkswagen, — «VW Pupkin Co» и «Vovan  Volkswagen Group», — то цены на автомобили, стоимость ТО, цена на запчасти, оплата нормочаса — все будет совпадать до последней копейки. Почему? Потому что оба эти дилера имеют жестчайшие договоры с «Фольксваген груп рус», где расписано все, вплоть до сорта кафеля в туалете. Более того, сколько дилеров должно быть в вашем городе, решает та же «Фольксваген груп рус». И если там решили, что дилеров должно быть два, то их будет ровно два. Не один и не три. Причем, малейшее нарушение договорных обязательств – каковым, например, является продажа автомобиля ДЕШЕВЛЕ назначенной дистрибьютором розничной цены, — и договор переходит к другому, а дилер остается со своим правильным кафелем в туалете, но без автомобилей. Поэтому дилер не может снизить цену даже за счет свой маржи и продать зависшую на площадке неходовую модель, хотя, пока он ее не продаст, дистрибьютор не отгрузит ему популярную. Даже манипуляции типа «купившим модель ХХХ – зимняя резина, страховка, техосмотр, номера ЕКХ, дисконт в ГАИ, бантик на выхлопную и поцелуй в попу», к которым прибегают дилеры для продажи неликвидов — и то не вполне в рамках соглашения, хотя на это, как правило, все же смотрят сквозь пальцы.

Таким образом, два дилерских салона одного бренда не являются конкурентами. Собственно говоря, конкуренция в этом бизнесе вообще практически отсутствует. Та же «Фольксваген груп рус» является полным и абсолютным монополистом в продаже брендов Volkswagen, Skoda, Audi в России – неудивительно, что это дошло в конце концов до ФАС. Более того, даже конкуренция между брендами в России тоже в значительной части фиктивная – нескольким крупнейшим дистрибьюторам несложно договориться между собой, по каким ценам продавать близкие по классу модели, чтобы не обрушить рынок и не сбить цены. Скажем, ценники на Huindai Solaris, KIA Rio и VW Polo Sedan тщательно сбалансированы так, чтобы размазать спрос в этом классе более-менее ровно, не создав никому заметного преимущества. Правда, дистрибьюторы не признаются в этом даже под пытками. (Несколько выбиваются из этой картины «дикие» дистрибьюторы китайских, индийских и прочих непонятных брендов – но их пока просто не воспринимают всерьез. Они еще слишком недавно на рынке, чтобы понимать все тонкости правил игры…)

image
Поделитесь с друзьями

 
Украшения стендов

Среди электромобилей, представленных на ММАС, были и типичные «украшения стендов» - машины реально существующие, но обозначающие скорее направление развития, чем реальный коммерческий проект.

Электромобили - настоящие и не очень

Продолжаем рассказывать о электрических концептах московского автосалона.

ММАС - Электромелочь

Чтобы увеличить пробег, динамику и скорость электромобиля можно изобрести аккумуляторы получше. Но это сложно. А можно пойти другим путем - сделать машину меньше и легче. Как показывает ММАС-2012, задача вполне решаемая.

ММАС - смотрим в будущее

Московский Международный Автомобильный Салон (ММАС) - в этом году предоставляет собой большую, весьма представительную выставку.

Сам себе водитель

Предлагаем ознакомиться с еще парой систем, позволяющих реализовать идею автоматического управления и при этом использующихся на серийных моделях.